О проблемах регулирования рынков.

Существует три модели экономики: устойчивая, когда само производство восстанавливается за счёт внутренних собственных ресурсов и творческого потенциала самого предприятия. Стабильная экономика имеет другую природу своего существования, когда состояние производства поддерживается уже внешними усилиями бюрократического аппарата (своего рода подпорками). Есть и эффективная экономика. Её природа совсем отличается от экономик, уже перечисленных. Этой экономике свойственно постоянное снижение затрат на производство за счёт научных исследований и новых технологий на их основе. В этом её конкурентное преимущество. Какую экономику построили мы?

 

Плановая система, как утверждалось в многочисленных публикациях, появившихся в стране накануне ВЕЛИКИХ РЫНОЧНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ, не имеет обратной связи и свойством саморегулирования не обладает. Именно этими тезисами и руководствовались наши реформаторы в построении отечественной рыночной экономики на протяжении последних десятилетий. Любые предостережения игнорировались и отвергались. Теоретики рынка утверждали и продолжают утверждать, что либеральный рынок универсальная саморегулирующаяся система. Рассмотрим более подробно это «аргументированное» утверждение.Постепенно со временем рыночная эйфория утихала, начали внутри страны проявляться отрицательные стороны рынка. В прошедшие годы и особенно, когда финансовый кризис стал реальностью, начали появляться покаянные заявления о том, что ожидаемого саморегулирования не случилось и что рыночная система вовсе и не обладает этим замечательным свойством. Мягко говоря, все эти утверждения оказались глубоко не верными. Ни те, что утверждают об отсутствии обратной связи у плановой экономики, ни те, что утверждают о наличии свойства саморегулирования у рынка, ни те, что говорят об ее отсутствии. Все эти утверждения от полной безграмотности и не понимания устройства, назначения и свойств обратной связи в системе регулирования. Поясним для ликбеза.Поскольку обратная связь имеет огромное значение для любой сущности, а не только для экономики, необходимо более подробно разобраться с устройством регулирования и со свойствами систем с обратной связью. Вопрос этот хорошо изучен и подробно рассматривается в Теории автоматического регулирования и управления. А проще сказать в кибернетике. Однако наука эта достаточно сложная и освоение ее требует очень серьезной подготовки. Но и не опровергать тот бред, который на протяжении последних десятилетий несли наши реформаторы и их зарубежные «консультанты», будет непростительно. Особенно сейчас, когда эти заблуждения явились одной из основных причин кризиса не только в нашей стране, но и мирового.

Разобраться до конца в рамках этой работы, конечно же, не возможно, но обозначить проблему и выявить ошибки просто необходимо. Причем сделать это нужно понятным даже для не подготовленной общественности языком (имеется в виду студентов) и понятными для них аргументами. Поэтому автор заранее просит прощения за свои вынужденные упрощения и примитивизмы, к которым он вынужден прибегать в таких объяснениях. Важно не упустить суть и обозначить серьезность стоящей перед нами проблемы.

Прежде всего, необходимо понять, что такое обратная связь и её роль в автоматическом регулировании при существовании любой даже наипростейшей системы. Простой и понятный пример обратной связи можно привести на примере всем известного электрического чайника (не путать с обыденным понятием). Возьмем примитивный электрический чайник ещё советских времен. Налив в него воды, и включив его в электрическую сеть, необходимо следить за процессом нагревания воды (акт регулирования). Не прозевать когда он закипит и вовремя его выключить. Позже появились чайники со свистком. Вода в чайнике закипала, испарялась, поднималось давление, и выходящий пар заставлял свисток сигнализировать о закипании воды в чайнике. Приходил человек и выключал чайник. Затем появился современный чайник, который сам своевременно отключается, доведя воду до кипения.

Так вот, советский чайник не имел автоматической обратной связи. Была простая прямая связь — включенный в электрическую сеть электронагреватель и визуальный контроль над этим процессом. К чайнику нужно было приставлять человека, который наблюдал за процессом и, как только чайник закипал, человек его выключал. Человек играл роль обратной связи. Он фиксировал момент закипания воды и отключал от чайника электропитание. А что же чайник со свистком, в котором при закипании воды раздавался звуковой сигнал-свисток? Этот сигнал-свисток простейший элемент обратной связи, который освобождал от необходимости визуального контроля над процессом. Свисток сигнализировал человеку о закипании воды и человек отключал чайник. Свисток и человек вместе образовывали цепь обратной связи. Далее.

Современный чайник, в отличие от советского, имеет датчик температуры, который, будучи нагретым до температуры кипения воды, вырабатывает электрический сигнал. Этот сигнал посылается на реле, которое, в свою очередь отключает электропитание от электронагревателя. Вот эта цепь, определяемая наличием датчика температуры и реле отключающего электропитание от элек-тронагревателя, и образует простейшую электрическую цепь обратной связи встроенную в устройство. Это автоматическая обратная связь. Вот она то и обладает свойством саморегулирования, но только при определенных условиях. Таким образом, обратная связь, в нашем случае, это устройство (датчик температуры и реле), которое автоматически отключает входной сигнал (электропитание), по достижении прибором поставленной цели (закипание воды). Эта цель устанавливается заранее, как бы «планируется» установкой позиции реле. Может быть, при достаточном наличии таких чайников в стране не надо было бы делать рыночную революцию.

Конечно же, ясно, что для правильного функционирования обратной связи необходимо, чтобы датчик температуры выдавал на реле напряжение, способное привести реле в действие, только при температуре 100 градусов. Таково плановое задание. Понятно, что если мы возьмем датчик температуры выдающий такое напряжение при 90 градусов, мы не получим желаемого результата (закипания воды). Если же датчик окажется, настроен на 120 градусов, то вода в чайнике вся выкипит, а обратная связь так и не сработает. Тут мы должны обозначить принципиально важный момент для систем с автоматической обратной связью. Чтобы обратная связь стала автоматической, она должна быть отрегулирована под тот результат, который мы заранее хотим получить! Это очень важное требование и оно определяет понятие необходимой цели, без обозначения которой регулирование не происходит. Нет цели нет плана и нет регулирования. Тогда следует сформулировать понятие необходимой достаточности, которая должна отражать точность (норму отклонений) от выбранной цели. Для любого процесса при стремлении построения регулирования цель должна быть измеряемой. Иначе регулирование осуществить не возможно. В природе это осуществляют множество физических констант, отражающих единство и целостность законов естественного мира.

Мы рассмотрели простейший пример обратной связи и даже на этом примере убедились, что обратная связь для получения нужного результата требует настройки. А что же более сложные системы, охваченные обратной связью? Такие системы и ведут себя ещё более сложно. Они, при неверно настроенной обратной связи, способны возбуждаться, входить в автоколебания, идти вразнос, утрачивать функции управления и, в конце концов, разрушать систему. Именно такой флатер и царит на наших рынках, о чём и свидетельствует «непобедимая» инфляция.

Нужно сказать, что всё в нашем сложном мире создано с применением обратной связи. Известно, что мир подчиняется причинно-следственной зависимости. То есть, каждое действие вызывает последствие. Причина и следствие образуют кольцевую связь. Например, всем известный из начальной школы круговорот воды в природе. Солнце нагревает водное зеркало, вода испаряется и образует облака. Вода концентрируется в облаке и в виде дождя падает на землю. Затем вода снова нагревается солнцем и испаряется. И так далее. Такие же цепи образует взаимодействие растительного мира и травоядных животных. Травоядные поедают траву и удобряют землю продуктами жизнедеятельности. На удобренной земле вырастают новые растения. А к этой цепи присоединяется еще цепь взаимодействия мира хищников и травоядных. Так образуются сложные, охваченные обратной связью цепи, включая пищевые природные цепочки. Не последнее место в этих последовательных причинно-следственных связей регулирования занимает и конкуренция. Но это особая статья.

Но созданные природой обратные связи совершенствовались в процессе эволюции и не нуждаются в настройке при существовании устойчивых законов природы. Чаще всего это простые цепи, состоящие из двух элементов. Например: курица-яйцо-курица. Иначе обстоит дело с созданными человеком рукотворными мотивированными системами, которые требуют кропотливой и трудоемкой настройки совсем другого характера, к которым можно отнести и планирование. К таким рукотворным системам относится и рынок, подверженный мотивацией. Спрос и предложение образуют кольцевую цепь. Спрос порождает предложение под влиянием мотиваций человека, не обладающих устойчивостью своего проявления.

Необходимо сказать, что такую простую структуру рыночная система имела на заре рыночных отношений, в ещё домарксовые времена. С тех давних пор рыночная система постоянно усложнялась. И, конечно же, эта структура имеет все особенности, которые имеет обратная связь. Она, в зависимости от своей структуры не способна регулировать правильно или не правильно, идти вразнос, входить в автоколебание и терять управляемость.

Как же изменялась зависимость спроса и предложения? Простейшие взаимоотношения производителя и потребителя образуют простое кольцо. Производитель-потребитель. Каждый потребитель одновременно и сам является производителем чего-то, какого-то другого товара, а каждый производитель одновременно является и потребителем другого товара. Со временем удачливые производители развивают свое производство и начинают пользоваться наемной рабочей силой. Структура производитель-потребитель усложняется. Усложняются и взаимоотношения между участниками. Владелец производства, стремясь к получению прибыли, начинает присваивать себе часть выручки от продажи продукции. Обратная связь на это начинает реагировать. У потребителя, коим является и наемный работник, производящий продукцию на оборудовании владельца, появляется финансовый дефицит. Он не способен выкупить выброшенную на рынок для продажи продукцию, которую он сам же и производил. Ему не хватает той зарплаты, которую ему платит владелец производства. Появляется избыток товара или кризис перепроизводства. Такой кризис бушевал в тридцатых годах прошлого столетия. Так обратная связь, накопив такие мотивы собственников, отреагировала на изменения в своей структуре и на изменение взаимоотношений между участниками рынка. Так продолжалось до тех пор пока мудрый производитель автомобилей Генри Форд не нашел выхода из сложившейся ситуации. Что он сделал?

Генри Форд понял, что для того чтобы не было переизбытка товара нужно работнику (потребителю) платить такую зарплату, чтобы он смог покупать продукцию, которую он производит. Была определена и сумма, которую нужно выплачивать наемному работнику. Это 70% от продажной стоимости товара. Впоследствии это законодательно закрепил великий американский президент Рузвельт. Так была побеждена Великая депрессия. А Форд, хотя и не был экономистом, предугадал взаимоотнношения в экономике соответствующие «золотым пропорциям».

С тех пор прошло немало времени, и многое изменилось в рыночной экономической структуре. Структура производитель-потребитель еще больше усложнилась. Еще больше усложнились и взаимоотношения между участниками рынка. Нужно сказать, что всё это происходило стихийно. Никто не анализировал, как прореагирует на эти изменения своенравная обратная связь. Между производителем и потребителем вклинились многочисленные посредники. Это перекупщики и реклама. Перекупщики-бизнесмены и рекламщики ускоряли процесс реализации товара. В этом была их положительная роль. Но все хорошо в меру. Бизнесменам и рекламщикам нужно оплачивать не только их деятельность. Поэтому цена товара вырастает. И чем больше этих посредников и чем выше оплачивается их деятельность, тем больше вырастает цена.

В результате у потребителя товара появляется нарастающий финансовый дефицит. Его заработка не хватает на покупку товара. Но большинство потребителей товара где-то работают. Чаще всего в производстве какого-то товара, являясь наемными работниками и получая заработную плату за свой труд. Они начинают требовать повышения заработной платы. А за счет чего это можно сделать? Только за счет повышения цены товара. Производитель сырья, для того чтобы повысить заработную плату повышает ту цену за которую он продает его бизнесмену. Бизнесмен, в свою очередь, так же повысит цену. Потребитель снова в проигрышном положении. Ему снова не хватает заработка для покупки того товара, который он же и производит! Цепочка замкнулась.

Рост цен подобен снежному кому и, рано или поздно, вызовет или перепроизводство товаров или лавину роста цен и кризис. Однако рыночные экономисты придумали другой способ, который, по их мнению, позволит решить проблему. Придумана кредитная система. Покупателю предлагают купить товар в кредит. Не хватает денег на покупку товара? Приходите, и вам продадут товар в кредит. А рассчитаетесь позже, в рассрочку! И вот реклама призывает вас покупать и покупать все новые товары. В кредит. Первоначальный взнос копейки. Покупайте! Покупайте как можно больше, уговаривает вас реклама. Покупайте и, как только товар станет немодным, выбрасывайте. Вас вовлекают в порочный круговорот потребления. Сколько верёвочке невиться, конец всё равно наступит.

Так создается новое общество. Общество потребления! «Если денег нет, а счастья очень хочется, приходите к нам!» — так гласит реклама. Приходите и вас втянут в новую пирамиду. Ибо кредит — это хитроумно замаскированная пирамида, которая обязательно, рано или поздно, должна рухнуть. Что мы и наблюдаем в рамках нынешнего финансового кризиса.

Общество потребления — это огромная финансовая пирамида. Система пошла вразнос, и остановить этот процесс невозможно. Что же делать? В первую очередь необходимо ввести в рынок элементы планирования и моделирования. Необходимо планировать и ограничивать объем оплаты услуг рекламы, посредников в торговле, в шоу-бизнесе и т. д. и т. п. Чем скорее мы это поймем, тем скорее справимся с финансовым кризисом. Но это значит оставить без работы огромную массу людей, занятых рекламным и посредническим бизнесом. Да и шоу-бизнес необходимо сократить. Этих людей необходимо занять другой полезной деятельностью. От этого лишь возрастёт суммарная деятельностная сущность общества. Поверьте автору!

Мы слишком поторопились похоронить плановую экономику. Безусловно, она имела много недостатков, которые требовали исправления. Объединив, положительные стороны плановой и рыночной экономики и устранив имеющиеся у них недостатки, следует найти и создать новую рациональную систему, которая будет жизнеспособна, эффективна и не будет подвержена финансовым катаклизмам. Но на сегодня эйфория рынка закончилась и расплата за глупость неизбежна. Наша же рыночная экономика настолько уродлива, что остается только повторить вслед за мудростью исторического бомжа: «за что боролись, на то и напоролись».

Сегодня Россия, проведя эксперимент рыночного «саморегулирования», убедительно доказала, что рыночный механизм не способен обеспечить распределение доходов в обществе на основе справедливости и достаточной необходимости.

Оставить комментарий

Вы должны Войти чтобы оставить комментарий.