Закон о предпринимательстве.

Автор комментария к закону В. Грузиненко, научный руководитель лаборатории ЛИСиОТР.

 

В сегодняшней ситуации для России характерна высокая безработица, если её не скрывать, в сочетании со стабильным и достаточно высоким уровнем инфляции и всё в одном флаконе. Это и есть самый главный российский парадокс, не встречающийся ни в одной стране мира.Еще одной крайне негативной стороной растущей инфляции становится снижение потребления. Уровень недопотребления населением составляет более 40% от привычных норм, отражающихся в закупках в 1990 году. Россияне, уже длительное время, стремятся быть более экономными, переходя на более дешевые продукты. Эта экономия бумерангом бьет по производителям товаров: следуя за снижающимся спросом, они вынуждены снижать и объемы производства, что в свою очередь приводит к росту затрат, а соответственно и повышает цену реализации. Замкнутый круг и нисходящая спираль развития.В России устойчиво стала проявляться тенденция снижения производства продуктов питания, в том числе: молока и молочной продукции, овощей, а также мяса. Причина — снижение спроса из-за высоких цен. Правительство пока продолжает отделываться обещаниями, провести интервенции сухого молока и помочь, «по возможности», с долгосрочными кредитами. Единственной надеждой российских производителей молока остаются хорошие прогнозы на урожай зерновых — основы для производства кормов. Аналогичная картина и в удовлетворении потребности в промышленных товарах. Никому ничего не нужно.

Основной причиной этого стала идеология о всемогуществе рынка, свободного от участия власти в его регулировании. Пусть будет, что будет. Это привело, да и не могло не привести к перекосам, которые достаточно очевидны для красноярского края. Рост торговых площадей и всевозможных развлекательных центров уже превышает всякие реально необходимые нормы. В то же время, вследствие не полной загрузки торговых мощностей, устойчиво отстаёт скорость движения товаров от денежного оборота, что в свою очередь приводит к росту издержек реализации, а для продуктов питания и к потере качества товаров. Почему необходимо было сделать этот анализ розничной торговли?

Это связано с тем, что рассматриваемый закон о развитии малого и среднего предпринимательства в красноярском крае по своему содержанию, связанному с поддержкой предпринимателя, как таковой поддержки практически и не предусматривает. Практически он ориентирован на создание малых предприятий в области торговли, значит на вполне очевидное повышение розничных цен. Сегодня этот вопрос потерял свою актуальность, более того необходимо стало восстановление производства товаров, «успешно» потерянное за период экономических преобразований в стране, а в крае тем более.

Высокий уровень безработицы в целом по краю, а на его периферии особенно, остро поставил для решения проблему организации собственной отечественной продукции и появления её на рынках края. И решить её одним законом невозможно, ибо будет «хотели, как лучше….». Необходим совершенно другой закон, целью которого была бы не «регулирование отношений……», а мотивация производственной деятельности в сфере предпринимательства. Отсюда вытекает несостоятельность самой концепции предложенного закона. Значительно важней является создание достаточно полной инфраструктуры поставленной задачи, где особое место занимает мотивация развития производства.

Имеющийся у автора этого комментария опыт, позволяет дать некоторые рекомендации, которые возможно будут полезны для разработчиков этого закона. Поясним понятие инфраструктуры для малого бизнеса. Этот вопрос меня интере-совал при встрече с консультационной английской фирмой «Макензи», которая у меня была в период пребывания в Англии (эта фирма зарабатывает более 4 млрд. фунтов ст. в год). Кроме этого источника, пояснения по этому вопросу я получил в процессе встреч в Австралии и Германии.

На основе опыта этих стран, необходимую инфраструктуру можно представить, как ряд организационных мероприятий. К ним следует отнести.
Во-первых, формирование единого информационного банка интеллектуальных и законченных научно-технических работ обеспечивающих достижение намечаемых целей развития.
Во-вторых, инвентаризационный анализ свободных или не используемых объектов недвижимости для подготовки предложений их использования.
В-третьих, обеспечение систематическим анализом об уровне недопотребления населения в структуре требуемого ассортимента товаров,
И наконец, в-четвёртых, создание консультационных фирм некоммерческого направления обеспечивающих выполнение указанных выше работ.

Конечно это потребует определённых затрат, но успешность решения вопросов развития во много раз окупает их, а особенно если учесть повышение уровня доверия к ней населения. Особенно важно обеспечение развития предпринимательства финансовыми средствами. Здесь наиболее перспективен путь, широко применяемый на ранних стадиях развития Австралии, когда финансирование осуществляется на паритетных началах вложением личного и общественного капитала.

Более подробно все эти вопросы можно рассмотреть при разработке непосредственно самой программы развития, которую лаборатория может осуществить и к осуществлению её уже приступила. Она (программа) должна стать неотъемлемой частью самого закона. Без этого принятие административного документа о развитии предпринимательства в крае теряет смысл. Именно поэтому целесообразно изменить и название этого закона. Более приемлемым по смыслу может стать следующее название. (Закон о создании инфраструктуры развития предпринимательской деятельности в крае).

Оставить комментарий

Вы должны Войти чтобы оставить комментарий.