Перворынок.

Автор: В. Грузиненко, научный руководитель лаборатории ЛИСиОТР.

 

Международные политические разногласия стран и государств, кризисные сотрясения всей мировой экономической системы социально-производственных отношений, развитие многочисленных конфликтов на национальной основе, ниспровержение веры и религиозных основ, ещё недавно консолидирующих общества, всеобщий нигилизм внутри самого общества и многие другие потрясения стали визитной карточкой сегодняшнего мира. Даже такого простого перечисления конфликтных ситуаций, а сколько их не вошло в перечисленный ассортимент, позволяет предположить, что их проявление не случайно и не дай бог, они вступят в резонанс, тогда для существующей цивилизации это мало не покажется.Какова причина одновременности, конечно по историческим меркам, проявления всех этих кризисных предпосылок, охвативших практически весь мир. Вполне возможно, что оппоненты настоящей работы и не согласятся, но, по мнению автора, существуют две основные причины, создавшие представленную ситуацию.

Первая, практически внезапное и полное разрушение социалистической идеологии одновременно с её носителем СССР и стран Восточной Европы, которые сдерживали в условиях отсутствия внутренних кризисных явлений в странах СЭВ, свободное поведение властвующих элит соперничающей стороны. Это обстоятельство в какой-то мере формировало их целенаправленную деятельность элит и тем самым содействовало консолидации обществ в этих странах. Внезапная потеря идеологического противника большинство из них застала врасплох, что привело к необходимости пересмотра парадигмы привычных целей, к чему большинство стран оказались не готовы. Политические и экономические конфликты обнажились, проявились элементы хаоса предвестника принятия решений об изменении целей развития.

Если говорить о второй причине, то к ней следует отнести множество дисгармоний экономического характера накопившихся и обнаруживших себя, лишь в период, когда был повержен идеологический противник. До этого события общества принимали и безропотно выполняли решения правящих элит, даже с учётом ущемления своих прав, но обстановка изменилась и народы выставили свои требования. Это не могло не нарушить и баланс отношений внутреннего рынка, который вскоре перекинулся и на международный рынок. Эти причины, усиливая друг друга, вступили в резонанс, и по миру прокатилась волна экономических кризисов локального характера.

Дальнейшие события развивались с высоким уровнем неустойчивости, кризис втянул в себя межнациональные и территориальные разногласия. Стремительно росло неравенство населения, не смотря на активность развития демократических режимов управления в этих странах. Демократические страны и общества не смогли справиться с дисгармонией рынков, которые настойчиво развивали спекулятивные особенно финансовые операции. Финансовый капитал банков превысил необходимые для производства оборотные средства в 8-10 раз, а может и более, что сразу же сказалось развитии инфляционных процессов. Практически все страны в той или иной мере переживают инфляции. Это не могло не сказаться на качестве производимой продукции, которая продолжает устойчиво снижаться. Серьёзно пострадал научно- технический прогресс, несмотря на активное внедрение информационных технологий. Влияние дисгармонии коснулось и культуры, но особенно острой стала проблема восстановление ущерба нанесённого естественной среде, особенно если учесть отсутствие научных и технических решений предназна-ченных для этого.

Не обнадёживают и прогнозы будущего, учитывая постоянный рост потребления с одной стороны и повышение уровня бедности с другой. Вполне логично предположить, что когда-либо эти уровни встретятся в большом и серьёзном конфликте. Здесь общества уже столкнутся с тяжелейшей ситуацией, решить которую какими-либо отдельными мероприятиями практически невозможно.

Как уже раньше говорилось, рынок посредством частного интереса обладает огромной рефлексивной силой влияющей на поведение своих агентов. Основой такого рыночного поведения служит нигилизм, со всеми его негативными проявлениями. Рыночные агенты, принявшие в качестве своего мировоззрения идеологию либерального рынка и преследующие частные интересы, с неотвратимой неизбежностью будут формировать дисгармонию развития. Очевидно, что существующий сегодня рынок, как международный, так и внутренний, утратил свои первородные свойства. И это не удивительно, так как основными участниками уже давно стали посредники, алчно преследующие свой частный интерес и готовы ради него поступиться любыми общественными целями. Важным моментом сегодняшнего дня стоит вопрос, где и когда рынок потерял своё предназначение в гармонизации всей своей жизни, а общества в частности.

Попытаемся получить ответ на этот вопрос самостоятельно. Будем исходить из следующей логики рассуждений. Как уже ранее обсуждалось, рынок возник тогда же когда, и возникло общество, может даже и раньше. Он сразу же стал его центром консолидации, укрепив и упрочив своё положение, а тем самым и само общество. Появилась общественная необходимость в защите и рынка и людей.

По определению, когда общество не делает запасов, рынок существует в равновесных условиях, следовательно, он будет находиться в гармонии со средой обитания. Перворынок гармонично вписывался в естественную природную пищевую цепочку, обеспечивающую гармонию развития всех эволюционных процессов природы. По своей форме и организации он как бы встраивался в естественную среду, не мешая развитию и не деформируя её своим присутствием.

Перворынок создал условия для гигантского толчка в развитии всех формирующихся обществ и во всех сферах проявления их жизнедеятельности, особенно если он находился на путях движения людей. Начальная цивилизация гармонично вписывалась в естественную природную среду, что облегчало ей существование. Тогда вполне уместен вопрос, когда на каком этапе развития рынок проявил свои деструктивные свойства. Ведь природные пищевые цепочки формируют гармонию природы, а перворынок находится в её структуре, так почему же и по какой причине он выпал из неё. Это чрезвычайно, по мнению автора, важный вопрос.

Но если анализировать природу и пищевую цепочку, то можно увидеть, что основной причиной её эволюционного влияния является полное без остатка использование ресурсов. Именно это обстоятельство позволяет природе различать необходимое и полезное от, ненужного продукта или вредного, и тем самым автоматически выполнять свои основные функции адаптации к среде и гармонии в её развитии. Посредническую деятельность природа либо не создавала, либо упразднила её как вредное излишество.

На первых этапах своего развития перворынок полностью осуществлял перераспределение такой же пищевой цепочки, не оставляя не распределённых товарных ресурсов. В этих условиях участниками перераспределения были все члены общества, одновременно являясь производителями и потребителями. По мере роста производительности у общества появились на рынке дополнительные товарные ресурсы, а вместе с ними и необходимость сохранения и использования. Так рынок своим ростом создал и развил в дальнейшем своего специализированного экономического агента. В начале эти функции исполняли деньги, а впоследствии к ним присоединился и человек. Именно человек принял на себя ответственность за адаптацию рынка к среде его существования, и это была предопределенная необходимость для дальнейшего развития рынка и в целом самого производства, не исключалось при этом и общество.

В конце концов, рынок как таковой выпал из цепочки гармоничного природного развития и начал свой отдельный путь. И здесь очень важно увидеть дальнейшее развитие, так как в не-обходимом и исключительном понятии посредника открылось всеобщее его влияние на сущностные основы бытия в будущем. Так по существу и произошло разделение совместного сосуществования мира природы и цивилизации. Под влиянием человека произошла первая начальная дихотомия бытия и жизнь на земле в восприятии человека потеряла свою целостность и единство развития, а вместе с ней и гармонию в системе сосуществования двух разных систем. Пути их разошлись.

И теперь уже цивилизация в своём развитии должна принимать ответственность на себя за всё происходящее. Сможет ли она обеспечить гармонию развития, покажет уже будущее, точка бифуркации давно пройдена. Теперь события сегодняшнего дня, развивающиеся в мире, с большой остротой потребовали ответа на вопрос о возможности восстановления былой гармонии во всей сфере бытия, а в среде цивилизации в частности. Чтобы изучить этот вопрос необходимо вернуться к истокам. Утверждения, прозвучавшие ранее, и не без основания, определяли предназначение рынка, как механизм исправления ошибок допущенных обществом в процессе развития. И эту миссию перворынок успешно выполнял, информируя производителей о ходе торгов и о переизбытке или нехватке традиционных товаров.

Особое внимание рынок уделял появлению «заморских» товаров, обеспечивающих удовлетворение корыстных интересов агентов рынка, появившихся посредников. Зная местные традиции рынка и желание продавца, посредник с успехом удовлетворял свои финансовые притязания. Таким образом, и осуществлялись операции, получившие в дальнейшем название продвижение товара в продаже. В период технической революции, в XVII-XVIII веках это была необходимая операция, обеспечивающая и поддерживающая науку и научно-технический прогресс. Появление идей А.Смита, как раз в этот период, основывалось на высокой активности именно посредников на рынке, что вполне вероятно могло обеспечить выполнение его предположений. Попробуем, взяв на себя безумную, а может бездумную, смелость выяснить так ли это. Решение такой задачи требует определённого методологического подхода, который должен соответствовать требованиям.

Во-первых, необходимо в рассмотрении результатов деятельности рынка исходить из его единства и целостности.
Во-вторых, поиск решения следует осуществлять поэтапно, руководствуясь принципом перехода от «простого к сложному».
В-третьих, в качестве основного критерия следует использовать понятие гармонии, включающей в себя единство, целост-ность и равновесие рынка.

В качестве архетипа следует принять перворынок, тогда взаимоотношения участников представлены в соответствии схемы (рис.3). На ри-сунке 3 представлена схема эффективности работы рынка (уровня гармонии) в зависимости от удовлетворения потребностей населения и окружающей среды. При этом следует считать, что рынок обладает средствами платежа в необходимом объёме равном величине Qt. Тогда состояние гармонии рынка будет определяться точкой S opt, что означает полное удовлетворение потребности в произведенных товарах. Если, как крайний случай, не будет товаров или денег (точки А. и В.), рынок действовать не будет. Точка Sopt будет соответствовать условию Qt=Qd, смысл которого будет означать, что все товары куплены и все деньги истрачены.

Так очень просто была выведена формула, отражающая всеобщий закон единства, как основы понимания существа законов развития во всех, без исключения, сферах бытия, включая и рынок. Если в обществе ощущается недопотребление товаров, и в тоже время их производство возможно и желательно, но при этом дополнительное финансирование отсутствует, гармония рынка всё равно сохранится, только в этих новых условиях пройдёт перераспределение цен на товары и они снизятся. Но при отсутствии недопотребления, увеличение объёма производимых товаров на их ценах не скажется, вырастут только остатки непроданного. Тем не менее, состояние гармонии останется без изменений. В структуре не проданного объёма будут преобладать товары с низким качеством.

Конечно, трудно претендовать на проведение исчерпывающего анализа перворынка, да такая задача автором и не ставилась, необходимо было только провести его исходя из целостности понимания рынка. Именно поэтому, приняв в качестве объекта исследований перворынок, как кажется автору удалось получить результаты, отражающие непосредственно влияние имманентных свойств человека на сам рынок.

Подведём некоторый промежуточный итог и выясним, что же осталось в сухом остатке. При простом товарном производстве в условиях существования перворынка активными товаропроизводителями были обособленные крестьяне и ремесленники. Они, как и все люди, целью своего товарного производства ставили максимальную оплату своего собственного труда. Стремясь к максимальной оплате труда, обособленные крестьяне и ремесленники переходили к производству тех товаров, которые обеспечивали им желанный максимум. Но повышение объёма производства этих товаров приводило к снижению цен рыночного равновесия до того их уровня, который объективно соответствовал равной оплате равного труда во всём диапазоне производимых товаров. Это, в конце концов, и всегда приводило к рыночному денежному проявлению общественно необходимых затрат на производство товаров и услуг в форме их общественной стоимости конкретного перворынка.

Так формировалась цена на товар, которая состояла из себестоимости их производства и нормативной (в то время средней) прибыли, пропорциональной заработку производителей. Эта прибыль изымалась в форме налогов в пользу государства. Основным экономическим состоянием перворынка всегда было равновесие, что всегда обеспечивало ему достаточно низкие цены, даже иногда ниже предельно допустимых цен. Это всегда обеспечивало приток покупателей, а вместе с ними происходил и обмен информацией, что само по себе имело большое значение в те времена.

Таким образом, перворынок зачастую играл и достаточно существенную роль в качестве культурного и национального центра развития той территории, на которой он находился. Обмен продукцией непосредственных участников производства и потребления происходил на рынке без посредников, что позволило снять с рассмотрения в настоящем исследовании множество влияющих факторов рефлексивного характера.

Отсутствие на рынке посредников, активно продвигающих на рынке собственные частные интересы, обеспечивало рынку определённый традиционный и нравственный климат, что в конечном итоге выработало рыночное поведение участников. Вполне возможно, что имея тысячелетнюю историю существования, именно на рынке было выработано правило поведения, аналогичное «золотому правилу нравственности» известному во всём мире и, к сожалению, почти забытому сегодня. Все перечисленные свойства перворынка обеспечивали ему естественное и гармоничное вхождение в любую систему жизнеобеспечения, не нарушая её свойств и национальных традиций.

В итоге перворынок стал общественной необходимостью, его актуальность была оценена и всеми, без исключения, мировыми религиями, несмотря на их отрицательное отношение к деньгам и ростовщичеству. Интересным фактом является и то, что относительная закрытость региональных рынков, свойственная тому времени, не создавала даже малейшей возможности, получения какой либо прибыли. Тем более что она (корысть) считалась одним из смертных грехов во всех религиях мира.

Так в мире формировалось мировоззрение тождественности цен на товары и общественно необходимых затрат на их производство. Это и многое другое, в конце концов, создали на этих рынках чрезвычайно, по нашим сегодняшним меркам, низкие цены товаров, что содействовало и мотивировало их проникновение на другие мировые рыночные площадки. Подводя некоторые итоги анализа перворынка, следует отметить, ему удалось создать и главное закрепить две фундаментальные основы обеспечивающие эволюцию и гармонию дальнейшего развития.

К первой следует отнести систему ценообразования, которая задолго до формирования различных экономических теорий на практике доказала и подтвердила устойчивость в историческом времени знания о том, что величина цены на товар должна быть тождественно равна общественно необходимым затратам. Для перворынка, существовавшего на земле не одно тысячелетие, это была аксиома. И очень жаль, что теоретический спор об этом всё ещё не завершён, не смотря на большое число нобелевских лауреатов.

Другой не менее, может даже и более важной задачей, является влияние на деятельность рынка этических и нравственных норм поведения его участников. Прямое взаимодействие участников таких рынков, которые одновременно являлись и продавцами и покупателями, требовало от них особых норм этического отношения друг с другом, тем более что эти рынки не велики и люди встречаются часто. Вполне возможно, что с течением времени поведение участников перворынка выработало некий этический кодекс такого поведения. Это конечно гипотеза автора, но все поиски найти автора «золотого правила нравственности» не увенчались успехом, тем не менее, стиль и построение фраз в высказывании, с большой долей вероятности может принадлежать мудрому Востоку.

Приведём текст этого правила, чтобы знать, о чём идёт речь: «(не) поступай с другими так, как бы (не) хотел, чтобы они поступали с тобой». Это по существу нравственное равновесие участников любых взаимоотношений, но в жизни наиболее часто оно проявляется в момент сделки продавца и покупателя. Как уже упоминалось ранее, в математической теории игр существует решение, когда оба игрока находят решение по принципу «выиграл-выиграл» и исключают из рассмотрения вариант «выиграл-проиграл».

Первый вариант, по-видимому, и стал доминирующим на перворынке, второй граничащий с возможным конфликтом был для него неприемлем. Трудно переоценить значение решений этих двух фундаментальных проблем для развития жизни общества, и это особенно ценно, что эти решения были получены эмпирическим путём и им же проверены временем.

Но ещё более важно, что наши предки уже в то далёкое время, смогли увидеть в перворынке единое и цельное образование, естественное управление определено активностью материальной энергии в единстве с духовной, имеющей консервативный характер. Именно эти две энергии, преобразуясь одна в другую и обратно, циркулируя между собой, обеспечивают тем самым проявление гармонии перворынка и создают условия для её устойчивого существования.

На взгляд автора, это очень важный момент в полученном интуитивном решении наших предков, которое, скорее всего, принадлежит древним мудрецам Востока. К сожалению, существует очень небольшое количество таких научных исследований, когда бы изучаемый объект воспринимался исследователем как единое и целое, без деления на объект и субъект. Живучесть логики аристотелевского типа имеет свои причины. С одной стороны, можно объяснить это просто логикой обыденного сознания. Мир делится на субъект и объект, чтобы субъект мог пользоваться объектом по своему усмотрению. Раздвоение, таким образом, сделало возможным господство и подчинение, иначе, существование одного за счет другого, что и оправдывало, в конечном счёте, репрессии.

Греки провозгласили власть одного над другим абсолютно естественным правом, даже природным началом, достаточно вспомнить «Политику» Аристотеля, и тем самым положили начало «борьбе», как способу существования сущего. Этот методологический подход в науке принёс не только знания и пользу, но в решении многих проблем, мягко говоря, не дал ожидаемого результата. И ещё с этой точки зрения, опыт наших предков позволил уже нам понять и осознать, что им, используя целостное видение объекта, удалось в исключительном явлении, каковым является перворынок, открыть всеобщую закономерность взаимосвязи материальной и духовной энергий. Об этом вполне убедительно свидетельствует выработанные нашими предками этические нормы поведения.

Оставить комментарий

Вы должны Войти чтобы оставить комментарий.