О формировании гармоничного рынка: комплекс задач.

Аннотация. Времена классических кризисов перепроизводства товаров канули в прошлое. Их сменило перепроизводство денег и акций. Но так как инвестиционные потоки между биржами и реальной экономикой всё равно остаются и каким-то образом стихийно между собой взаимодействуют, надувая при этом «экономические пузыри», имеющие виртуальный характер. А когда пузыри лопаются, капитал уходит и из реальной экономики, биржевые крахи дорого обходятся всем. Разразившийся сегодня мировой кризис поставил под сомнение саму «объективность» экономических законов как «независящих от сознания и воли людей», проявив тех, кому принадлежат эти «невидимые руки рынка» и господствующая теория её обосновывающая. Отсюда вытекает, что наиболее перспективным может стать предмет, отражающий основы эволюционного развития, который может системно связать теоретические основы многих наук и изучаемых предметов, объединяя их в целостное единство.

Историю Новейшего времени, когда нам дали понять рыночную идеологию, логично начинать от первой научно-технической революции, с изобретения парового двигателя Джемсом Уаттом (историки чаще начинают ее с Великой Французской революции 1789 г. – события образного и пафосного). Паровой двигатель впервые показал, что можно, затрачивая сравнительно небольшую работу людей, получать гораздо больший выигрыш в общем результате работ за счет использования машин. Но для машин нужно только топливо, источник энергии, а по счастью Британия богата угольными залежами, так что на том этапе произошло успешное сочетание творческого гения и необходимых ресурсов, которое, вкупе с островным положением, и сделало Англию «мастерской мира» и самой могущественной его державой. Она первая в мире послужила экспериментальным полигоном для опробации идеологии свбодного рынка.Экономическая теория, которую Смит изложил в «Исследовании о причинах и богатстве народов», была тесно связана с системой его философских представлений о человеке и обществе. Основной движитель человеческих поступков, т.е. мотивацию, Смит увидел в эгоизме, в стремлении каждого индивида улучшить свое положение. И это правда, в чём мы убедились на собственном опыте в конце XXI века, когда Россия сорвалась в крутое «пике» разрушения всего того, что было создано трудом предыдущих поколений. Мы глубоко познали мощность и разрушающую силу эгоизма и теперь ищем пути его ограничения. И совсем не факт, что такой путь будет найден.Однако в конце XVIII века А. Смит думал по другому и не видел опасности, считая эгоизм всего лишь внутренней энергией человека направленной на созидание. Согласно его взглядам, в обществе эгоистические устремления людей взаимоограничивают друг друга, образуя в совокупности гармоничное равновесие противоречий, являющееся отражением установленной свыше и царящей во Вселенной гармонии. Если бы он знал к чему это приведёт сегодня. Тогда он считал, что конкуренция в экономике, стремление каждого к личной выгоде обеспечивают развитие производства и, в конечном счете, рост общественного благосостояния. Однако проблему конкуренции в системе управления ростом дополнительных товарных потоков, он решить не смог, оставив эту проблему будущим поколениям.

Мы ведь сейчас только учимся, но это всё равно нас обязывает всегда без колебаний ставить под вопрос о достоверности общепринятых теорий, если они опираются на гипотезы, приводящие к последствиям, несовместимым с данными нашего наблюдения. А о том, что что-то неладно в «нашем хозяйстве», видно не вооружённым глазом. В качестве гипотезы выдвинем идею, что «священная корова», каковой является конкуренция либо не существует, а если и существует, то используется не верно или не по назначению. Замахнёмся на самого «корифея» рыночной идеологии Адама Смита и не будем этого бояться. Конечно риск быть обвинёнными в дилетанстве есть и достаточно большой, но не смертельный и «выпить шампанского» нам тоже очень хочется.

Попробуем поставить и решить некоторые задачи, с явно выраженным влиянием конкуренции в чистом виде, как она воспринимается простым обывателем. Пока не будем решать объявленную в заголовке задачу, а «откусим» от неё лишь локальные части, на примере которых можно понять все смыслы конкуренции. С определённой осторожностью, чтобы не нарушить целостности, можно выделить три задачи, методическое решение которых возможно в рамках нашего курса.

Первая, задача управляемое регулирование общественным транспортом в городе. Это организация и экономическое регулирование наших маршрутных автобусов. По существу это типичная задача для любого города, где необходима эта услуга. При рассмотрении задачи необходимо попытаться определить место возникновения и влияия конкуренции на конечные результаты. Здесь одновременно легко увидеть и целостность городского общественного транспорта.

В какой-то мере решение задачи уже опробовано и даже некоторые результаты опубликованы в газете «Красноярский рабочий». Конечно это уже история, но тем не менее гипотезы о целостности объекта, были подтверждены. Осознание этого позволяет на практике понять процессы самоорганизации и механизмы возможного влияния. Здесь мы сталкиваемся с понятием естественной оптимизации, которая возникает в условиях саморегулирования. Об этом говорил ещё Лейбниц и на сайте это можно найти. В то же время более выпукло выступает проблема не решённости вопросов доминирования. Т.е. доминирование и самоорганизация могут существовать одновременно.

Более сложным механизмом является регулирование научными исследованиями и получением новых знаний, возможность получения которых без конкуренции просто не мыслима и не возможна в принципе. Ну как могут сделать выбор оцениватели такой конкуренции, когда рассматривают суть новых знаний, с которыми они не знакомы и знакомы быть не могут по определению. Такая глубокая проблема стоит не только в управлении наукой в крае. Нас учили, что бытие определяет сознание, мы верили нашим учителям, не обращая внимания на очевидный вопрос: а что тогда определяет бытие? Здесь мы упираемся в дурную бесконечность, суть которой заключена в том, что бытие проецируется на сознание, сознание проецируется на бытие, бытие проецируется на сознание. Как говорится… «у попа была собака», замкнутая дурная бесконечность. Значит выход, если он есть, нужно искать в другом месте. А и где и как? Можно предположить, что конец «дурной» бесконечтости существует, если разорвать этот порочный круг или придать ему смыслы и содержание. Смысл бытия – развитие сознания, а содержание бытия – ЭВОЛЮЦИЯ. А пока этот вопрос не имеет решения и не толко у нас, но и в мире. Предсказать появление новых знаний сложно и трудно. Здесь центральным моментом целостности выступает сам создатель новых знаний. Как это понимать и что определяет его индивидуальную целостность? Вместо того, чтобы исследовать суть задач, на решение которых направлено внимание учёного, необходимо познать самого учёного, как объект нашего изучения. Здесь мы имеем хоть какую-то достоверную информацию, а изучать предмет его исследований дело абсолютно бесперспективное. Вот, возможно, и такую задачу мы и будем решать на наших занятиях.

Наконец, задачу объявленную в заголовке мы попробуем поставить в самом общем виде, выбрав цели развития и упорядочив критерии оценки наших действий. Такой подход позволит увидеть множество взаимосвязанных задач и построить их иерархию, не потеряв при этом единства и целостности воплощённые в региональные особенности нашего края. И здесь краеугольным камнем развития выступает гармония производства, обеспечивающая устойчивость, стабильность и эффективность деятельности общества. Это разные стадии развития, имеющие разные механизмы управления или регулирования, но объеденённые в своём единстве и целостности. При этом единство обеспечивается множеством мер целенаправленного регулирования, без которого гармонию построить не возможно. Это скрепы общества обладают региональными особенностями, что проявляет всю их индивидуальность, включая знания, культуру, природные ресурсы и даже народные традиции. Особый интерес, во всяком случае у меня, вызывает целенаправленность налогооблажения. Этому вопросу значение уделяют мало и, как мне кажется, зря. Очень важный аспект мотивации и направенности эволюционных процессов развития.

Все эти вопросы, а может и многие другие, предмет обсуждения и не только на занятиях, но и в результатах натурных наблюдений. Но к этому следует вернуться несколько позднее.

 

Оставить комментарий

Вы должны Войти чтобы оставить комментарий.