О единстве и целостности мира.

Аннотация. Рассмотрим, как развивался наш мир. Первоначально это была точка, которая сосредотачивала в себе всю энергию, всю будущую материю, информацию, все будущие силы. Затем, в результате процесса, называемого «Большой взрыв», постепенно развилась неживая материя, затем уже появилась жизнь на планете Земля. Одна стадия перешла в другую: растительный уровень развития природы, затем животный уровень развития природы, и животный постепенно переходит в следующий уровень — в человека, носителя интеллекта. Все эти стадии должны, если мир хочет сохраниться, должны по определению существовать совместно, не ущемляя друг друга. Отсюда вполне закономерно вытекает аксиома о единстве и целостности мира.

 

Реальный мир является системой частей, и, как в любой системе, в ней действует стремление к равновесному функционированию. Поэтому на все ее элементы распространяется закон взаимопомощи с целью обеспечить это равновесие. Уровни от неживого до животного, безусловно, подчиняются этому закону, т.к. у них нет возможности выбора. В них желание получать имеет форму получать «ради других» (ради блага системы). А человеческий уровень в силу наличия в нем разума уже позволяет себе получать «ради себя», не принимая в расчет интересы равновесия всей системы.В результате вся информация воспринимается и оценивается человеком исключительно с эгоистической, а не беспристрастной точки зрения и, тем самым, искажается. Человек ставит себя в позицию получающего и делит реальность, исходя из собственных интересов для получения значительно больше всевозможных благ. Чаще всего это происходит за счёт других. Так формируется мотивация, как основа деятельностной сущности цивилизации.Эта тема центральная и исключительно трудная для понимания, учитывая традиционность методик изучения предметов, принятых в наших ВУЗАХ. Мне понадобилось более десяти лет чтобы увидеть это единство и целостность и хотя бы гипотетически с ним согласиться и принять. Я также как и вы изучал науки или их результаты раздельно друг от друга, не предполагая и даже не подозревая об их взаимосвязях. Но сейчас всё больше и более сильнее нами овладевает мысль, которую древние наши предки только лишь предполагали, что мир един и целостен.

Чаще всего проводниками этой мысли были историки, которые исследуя прошлое на интуитивном уровне познания приходили к понятию единства. Одновременно именно они (историки и архиологи) увидели силы разрушшающие эту целостность, но обосновать природу этих сил они не могли или не сумели. И до сих пор эта проблема не имеет решения, хотя непрерывность мира (гипотеза Пуанкаре) математически доказана нашим соотечественником Григорием Перельманом. Американский социолог, экономист и историк Элвин Тоффлер наиболее глубоко и полно изучил эту социальную проблему, насчитав и обосновав причины исчезновения 16 цивилизаций из 22 существовавших и существующих сегодня на земле.

Именно им было отмечено изменение скорости развития цивилизаций во времени и пространстве, когда он формулировал «свои волны». Да, это, по-видимому, влияющий фактор, который он связал со скоростью возможных перемещений людей. Он выделяет три волны, период дествия которых во времени тесно коррелирован с достигнутыми скоростями перемещения. Мы не будем вдаваться в детали и примем очевидное, но заметим, что достижения в росте скорости отражают одновременно и достижения научно-технического прогресса. А это уже другая сторона медали, которая нам особенно интересна, так как она связана с эволюцией цивилизаций. Что и является нашей основной задачей, которая тесно пересекается с понятием развития, как «феномена Российских преобразований». Многие вопросы на эту тему рассмотрены в разделах нашего сайта и повторяться мы не будем. Смотрите раздел в «Избранном» «две эволюции» там этому вопросу уделено серьёзое внимание.

Ну а теперь следует вернуться к объявленным в аннотации стадиям эволюционного развития мира в его целостности и гармонии. И самое пристальное внимание обратим взаимодействие сил, обеспечивающих такую устойчивость процессов развития. Очень кратко об этом. На стадии развития не живого мира силами правящими бал в его развитии и целостности являются законы, которые мы называем естественными законами природы. Основным свойством их является неизменность, т. е. стабильность во времени. Это обстоятельство позволяет принять их в качестве фундамента всего существующего мироздания, на котором построено всё наше бытие. Этот фундамент в силу своей неизменности все вопросы адаптации, а значит и эволюции, передаёт на верхние этажи нашего общего дома.

Появление верхних этажей знаменует появление жизни, смысл существования которой наряду с адаптацией к существующей среде, является экспансия развития. Это проявляется ускорении эволюционных процессов за счёт эволюции в среде уже достигнутой эволюции. Это по аналогии созвучно понятному нам росту геометрической прогрессии. Это активное двжение материи Аристотель назвал «этелехией». Проявление этой энергии жизни требует движения, но оно ограничено тем фундаментом, о котором мы уже говорили выше. Это ограничение в подвижности растительный мир обходит через движение семян. Этим он захватывает территории и ускоряет ход эвалюции. Подчиняясь естественным законам природы и сочетая движение проявленной жизнью создаётся новое фундаментальное условие, которое мы называем динамическим равновесием. Движение требует выбора направления»правильного» развития, что в свою очередь создало предпосылки поиска и исправления ошибок ранее сделаного выбора. Так появился естественный отбор и началось формирование гармонии уже на этой стадии развития. Процесс этот непрерывен и остановить его не возможно. Гармония каким-то образом связана с экономией природных ресурсов, включая в основном энергию существования, что проявляется в выборе направления эволюционных процессов. Получается, что уже на начальных стадиях развития соблюдается отбор по критерию экономичности. Устойчивость растительного мира, создав гармонию отбора, не пострадала.

Продолжим наши рассуждения, рассматривая стадию развития мира животных. Мир животных отличается от растительного мира увеличением уровня свободы за счёт появления возможности перемещения каждой особи, чего мир растений не имел. Свобода индивидуальных перемещений, конечно, ускорила адаптационно-эволюционные процессы развития, что одновременно увеличило возможнсти появления ошибок, исправление которых необходимо обеспечивать в любом случае. И здесь правит бал генетика. Поэтому выбранный метод отбора, но уже в развитии индивидуумов, перекочевал в мир животных, зародив при этом и индивидуальную конкуренцию. Можно предположить, и к этому есть все основания, что созданная индивидуальная особь животного мира для природы обходится гораздо «дороже», а исправление ошибок в идивидуальном порядке позволяет продолжить эволюционные процессы без катастрофического ущерба. Опять проявляется упомянутая ранее гармония, ориентированная на «экономию» затрат. Что это мистика или принцип существования эволюции?

Но поднимемся на следующий этаж нашей эволюционной конструкции, где царствует интеллект как двигатель развития. Здесь уровень свободы развития, по сравнению с предыдущими этажами, несравнимо высок. Естественно высока и скорость изменений в сфере бытия человека и она всё время растёт, остановиться и осмотреться нельзя. Вероятность ошибки в принятии не верных решений развития становится существенной, а времени на исправление часто бывает недостаточно. Мы конечно не знаем истинных причин ухода с арены жизни тех 16 цивилизаций, о которых упоминает Элвин Тоффлер, но ряд предположений системного характера сделать можно. Дело в том, что культура в развитии цивилизаций играет роль иммунного механизма, защищающего её от разрушения. При недостаточном уровне развитии культуры, в самом широком диапазоне понимания этой компоненты, возможности адаптации цивилизации резко падают и любая даже небольшая ошибка в принятии решения, может оказаться роковой.

Культуру следует рассматривать как более древний слой интеллектуальных преобразований. А может быть и самым древним тесно сязаный с природными инкстинтами человека. На это обратил внимание ещё Конфуций, когда утверждал, что если бы он знал все ритуалы народа, то Поднебесная (Китай) была бы у него на ладонях. Можно предположить даже, что ритуалы родились до появления языка, как некоторые полезные для выживания метки или привычки. А уже потом при нехватке меток появляется язык. Но это всего лишь авторская, ни чем не обоснованная, вольная гипотеза.

Культура оберегает общества и народы, так как вбирает в себя глубокий национальный опыт, зафиксированный в национальных обычаях и ритуалах. И вполне обоснованно Френсис Фукояма утверждает, что экономические параметры развития способны объяснять влияние лишь для 70% изменений в экономической ситуации развития. Остальные 30% остаются без обоснования причин. Возможно, это можно объяснить влиянием культуры, способствующей объединению людей. Заметим, что вера, включая и все существующие религии, увеличивают деятельностную мощность общества. Отсюда любое объединение существует не только и даже не столько, чтобы больше знать, а чтобы больше мочь. Не зря политологи бьются в поисках идей объединяющих общество.

Исключив вопросы культуры из «уравнений» богатства и бедности, современные экономисты оказались не в состоянии разработать убедительные теории развития. Поскольку сами мы не имеем понятия о механизмах развития культур или способах их изменения, признание приоритетной роли культурных факторов может означать поражение всей экономической науки. Но, может быть, Япония сможет стать для нас примером. Мы в одно время начинали индустриализацию. В одно время делали революции и воевали. Но мы победили в Великой войне, а они проиграли. Но почему-то потом мы надулись до размеров сверхдержавы и в итоге пришли к катастрофе. А у них было экономическое чудо, приведшее их в семью самых развитых стран, на границу передовых технологических возможностей. Своих экономических теоретиков Япония никогда не имела, если не считать Нобелевского лауреата В.В. Леонтьева, который длительное время в стране создавал систему планирования. Она и сейчас там пользуется успехом.

Разразившийся сегодня мировой кризис поставил под сомнение саму «объективность» экономических законов как «независящих от сознания и воли людей», проявив тех, кому принадлежат «невидимые руки рынка» и господствующая теория её обосновывающая. Отсюда вытекает, что наиболее перспективным может стать некоторый общий предмет, отражающий основы эволюционного развития, который может системно связать теоретические основы многих наук и изучаемых предметов, объединяя их в целостное единство. Тогда не нужными станут многие предметы, формирующие знания в форме рецептов, время которых, по-видимому, уже давно истекло. А субстанциональные их основы знаний могут быть использованы более рационально.

И здесь важно то обстоятельство, что эти знания будут формировать какой-то задел на будущее. Невозможно на карете прошлого приехать в будущее, эволюция этого не допускает. Мы делаем акцент не на прикладных, а на фундаментальных знаниях и навыках. Идея самой подготовки специалистов будущего в том, что ни профессоры, ни студенты не знают, как изменится мир через 20 лет. Мир очень быстро меняется, и когда нынешние выпускники будут принимать ключевые решения в бизнесе, политике и культуре, так называемые «актуальные» знания устареют.

Оставить комментарий

Вы должны Войти чтобы оставить комментарий.