Общее (мировоззренческое) понятие: что такое развитие.

Это аннотация к авторскому курсу для подготовки магистров экономики. Автор назвал этот курс ОСНОВЫ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ. Это вводная часть, призванная ознакомить слушателей с понятием развития в широком диапазоне охватываемых сфер существования бытия и не только. Автор большое внимание уделяет самой методике обучения. Находясь на позиции единства и целостности мироздания, пытается довести эту точку зрения до своих слушателей и осуществить проверку гипотез своего мировоззрения.

 

МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ (введение).Существует два методических подхода к обучению людей.
Первый широко известный и также широко применяемый в практике метод обучения, когда вы можете пойти туда, где изучите технику, факты и даже получите теоретические знания исторически проверенных и подтверждённых опытом событий. Вас научат многим рецептам, из тех что знает сам учитель. Вы возможно даже вполне самостоятельно сдадите ЕГЭ. Но всякая задача, решение которой неизвестно учителю поставит в тупик и вас, его учеников. Поэтому в этом авторском курсе основ теории развития мы попытаемся изменить методику обучения в меру наших стремлений и возможностей.Но существует и другой подход к обучению, когда вы можете пойти туда, где научитесь мыслить видеть нерешённые задачи, а решая их, вести за собой других. Появляется возможность решать интересные задачи, ещё не решённые ранее. Такой вариант обучения и предполагает настоящий курс автора, сочетающий в себе в единство лекционно-семинарских занятий. На взгляд автора, для магистра это чрезвычайно важно ибо в своей будущей жизни ему не раз придётся сталкиваться с проблемами ещё не решёнными, но подлежащие необходимости решения. «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем», — сказал как-то Конфуций. Но Конфуций не был бы Конфуцием, если бы не добавил при этом: «Народ можно принудить к послушанию, его нельзя принудить к знанию».

Обучать людей по первому типу несложно, и большинство из нас умеют обучаться таким способом, впитывая знания. Такую учебу можно устроить и самостоятельно, обладая минимальной дисциплиной и учебным пособием «для чайников». Это важный тип обучения, и он довольно распространен, так как не требует особых талантов учителя. Более того вся бюрократическая машина контроля обучения рано или поздно приводит к вырождению такого типа самостоятельного УЧИТЕЛЯ, всегда готвого и способного научить мыслить.

Обучать по варианту второго типа сложно, но как раз это и приносит реальные плоды и настоящий успех. Это действительно сложно – найти и обучить людей, которые смогут учить именно так. Если вам представится такой случай, не упускайте его. Именно этот путь мы хотим избрать в чтении курса.

Печально, что мы часто путаем эти два типа учебы. Нам кажется, что мы собираемся принять или даже приняли учителя второго типа – наставника, который встречается раз в жизни, который может повлиять на мировоззрение своих студентов. Но затем мы вводим правила, обязательные процедуры, систему отзывов и т.п., превращая их в учителей первого типа, людей приспосабливающихся к нашим административным требованиям. Этим мы губим и самого учителя, как наставника. Задумаемся, а есть ли что-либо важнее для вас и (ваших детей, вашего города…), чем понять, как обрести и передать другим мудрость настоящего обучения? Болшего значения, чем это я не знаю.

В какой-то мере это презентативная часть авторского курса изучения проблем развития в самом широком смысле, включая конечно и экономику. Понятие развития теснейше связано с понятием единого и целостного мира нашего бытия. Это очень важно, тем более, что экономика в той или иной форме связана с любой средой обитания. И среда, в которой она существует оказывает огромное влияние на результаты, часто не замечаемые экономистами даже с высоким уровнем знаний. Экономика как наука не обладает сколь-нибудь устойчивой экспериментальной базой, что не позволяет иметь достоверные и сопоставимые результаты. Наша лаборатория историческое время, отвергающее или подтверждающее выдвигаемые нами предположения об экономических связях и закономерностях. Таким образом, экономика существует в пространстве не чётких множеств, математическое оперирование с которыми достаточно затруднено отсутствием адекватного математического аппарата.

Всё это вызывает большие трудости, что потребует использования не тревиалььных методов поиска решений. Наши 40 или около того часов следует использовать с высоким уровнем интенсивности. А за счет чего мы можем интесифицировать процесс познания, не потеряв при этом качество знаний? Это чрезвычайно важный и принципиальный вопрос, требующий своего решения. Но почему-то этот вопрос обойдён вниманием в нашем обществе. Мы больше ориентированы на ущербный путь развития контроля с ипользованием ЕГЭ, а это, исходя из сущности интеллекта, путь тупиковый. Ведь сегодня скорость производства и освоения новых знаний в обществе катастрофически низка и отстаёт от технической компоненты возможностей их использования.

Я много думал над этой проблемой, особенно после посещения некоторых зарубежных университетов в Германии и Англии (Оксфорд). Очень хочется опробировать на практике некоторые идеи ускорения и углубления процессов познания уже сейчас. Заметим, что сегодяшняя система познания базируется на разделении теоретических знаний от возможности проверки гипотез, являющихся их основой. Причин этому много и преподаватели институтов о них прекрасно знают. Конечно процесс формирования новых знаний воспроизвести не всегда возможно, но делать всё для этого необходимо. Определённый успех в решении проблемы, на взгляд автора, может дать комплексное единство лекционно-семинарских занятий не разделяемых ни во времени ни в пространстве.

Также необходимо обеспечивать постоянство наставника, сочетающего лекционно- семинарский курс занятий. Интесивность познания может повыситься за счет предворительной профессиональной подготовки учеников. Сегодня это возможно в рамках развития интернета. Это означает, что лекции записывать нет необходимости. Лекции, также как и семинарские занятия должны стать местом постановки задач и их обcуждения, включая все аспекты деловых игр и мозговых штурмов. Очень важна оценка освоения потреблённых знаний и как это осуществить пока не ясно. Но очевидно одно, что традиционный путь ответа по экзаменационному билету, по-видимому, будет не приемлем. Но это событие произойдёт ещё не скоро и у нас будет время для совместного решения. Я надеюсь на это.

Оставить комментарий

Вы должны Войти чтобы оставить комментарий.