Машина жизни не имеет заднего хода.

Аннотация. Мир, как и общество — изначально целостная, сложная система, подверженная непрерывному процессу эволюции. Из признания целостности следует, что существует определенный порядок, который является проекцией и результатом органического развития изначальной целостности мира. Из целостности, системности и порядка следует, что общество построено и существует как иерархия взаимодействующих элементов (подобие природе), обеспечивающих в своём развитии гармонию среды.

 

Любая сфера деятельности в окружающей среде всегда связана с необходимостью воздействия на различные объекты с целью приведения их в желаемое (плановое) состояние. Внешние воздействия на объект, направленные на изменение траектории его естественного движения для достижения определенной заданной цели, будем называть управлением объекта. При отсутствии определенной заранее цели, проектирование и реализация процесса управления не имеет смысла. Это чрезвычайно важный аспект в решении задачи управления или регулирования.Эффективность управления реальными объектами, как показывает практика, обычно имеет прямую зависимость от степени использования адаптивного механизма в процессе управления и его взаимосвязь с ранее поставленными целями, которые независимы от природы управляемого объекта. Адаптацию в широком смысле понимают как приспособление системы к изменению условий, которые отражают среду, в которой существует управляемый объект.Существенные особенности экономико-социальных систем не дают возможности использовать в полной мере схему и методы адаптивного управления, разработанные для технических систем, так как сами эти системы в большей степени зависят не от объективных законов природы, а в значительно большей степени от мотивов поведения отдельных идивидуумов или групп социума. Предсказать их мотивацию довольно затруднительно. Однако принцип необходимого разнообразия утверждает, что разнообразие возможностей управляющей системы должно быть не меньше разнообразия возможных состояний объекта управления. Если это условие не достигается, мы теряем возможности регулирования. Примером могут служить природные явления, управлять которыми мы не в силах.

В процессе функционирования системы становится очевидным, чем больше на выходе проявляется ее разнообразие, тем в большей степени должны происходить управленческие влияния на изменение ее параметров и даже структуры. Таким образом, управление процессами в социально-экономических системах связано с необходимостью принятия решений в условиях неопределенности и вероятностной природы параметров таких процессов. Чем выше хаос в социуме, тем выше требуемый уровень регулирования. При этом катострофически снижается устойчивость.

Основную неопределённость социальной среды формируют мотивированное поведение людей, которое я называю социальной дисциплиной. Это достаточно сложный внутренний фактор отражающий поведение, как отдельного человека, так и группу в социуме. Влияние его огромно, а проявления в жизни трудно определить, а учитывать ещё труднее. Мотивации носят вероятностный характер и по своей природе являются неустойчивыми. Процессы, удерживающие организации от распада называют связями (взаимодействием элементов). Взаимодействие это заключается во взаимо обмене Веществом, Энергией, Информацией. А что происходит за пределами человеческой среды? Как протекают аналогичные процессы там.

Процесс интеграции неживых структур состоит из стадий сближения элементов, рекомбинации и синтеза новой структуры (созидание). Скорости созидания и разрушения незначително отличаются, т. е. изменения в неживой происходят достаточно медленно, по нашим историческим меркам. Но движение существует и всегда направлено к сохранению равновесия, которое энергетически самое выгодное из всех возможных состояний. То есть, если что-то разрушается, то на замену что-то должно созидаться. Это такая эволюционная «аксиома». При этом новое чем-то выгодно должно отличаться от ранее сущесвовавшего даже в простейших элементах. Примерами могут служить слияние двух капель воды, образование новых химических соединений, столкновение астероидов с планетами, столкновение галактик и пр. другое. Выгодность определяется снижнием энергетических затрат на сохранение.

Интеграция функций живого вещества происходит по другой схеме. Вначале интегрируются материальные носители информации (ДНК, хромосомы). Синтез организма вначале происходит виртуально, возникает «план», как инкстинт будущего организма. По этому плану синтезируется новая сома (первичный образец). Аналогично вся техносфера вначале возникает в мыслях людей, а потом в материальном воплощении. Очевидно, в ходе эволюции неотвратимо усиливается информационная составляющая, отражающая рост знаний. Этакая эволюция эволюции, что мы и наблюдаем все последние годы.

Дезинтеграция (механизм естественного отбора) постоянно сопровождает интеграцию. Вещество по разным причинам подвергается распаду на фрагменты. Фрагменты могут представлять самостоятельные объекты или интегрироваться в новые комбинации, начинающие свой новый жизненный цикл. Очевидно, интеграция протекает более интенсивно, чем дезинтеграция (нарушается закон возрастания энтропии). Тогда инеграция всегда будет и должна по опрделнию опережать разрушительные процессы. Дезинтеграция разрушает неэффективные, а интеграция синтезирует более экономичные адаптивные организации. Стремление к образованию агрегатов вызвано тем, что при этом снижается концентрация связанной энергии. Фомируется эконоимя энергетических затрат. Например, совокупная энергия группы «свободных» атомов выше, чем у молекулы, возникшей при соединении этих атомов. В эволюции выигрывают те организации, которые способны концентрировать энергию в нужном месте в нужное время и тем самым экономить её общий расход.

В целом модель существующего мира продемонстрировала нам, что в процессе эволюции, по-видимому, не возможно возникновение целенаправленного адаптивного поведения, обусловленного мотивациями, а переход от схемы управления без мотиваций к схеме с мотивациями можно интерпретировать, как формирование нового уровня иерархии управления с не предсказуемым результатом. И что тогда? Требуется переосмысление системной парадигмы познания: науки и всей системы регулирования общественной жизни. Об этой перемене упоминали учёные на стыке ХХ и XХI веков (академик Н.Н.Моисеев); несколько раньше, например, русский религиозный философ И.А.Ильин (1930-50-е г.г.); а западный мыслитель О.Шпенглер говорил о грядущем «закате Европы» ещё в начале ХХ века.

Но за фасадом блестящих достижений дерзновенного духа человека-творца и разума гения-изобретателя в период Возрождения, итоги развития социума сегодня оказались просто плачевными. В последнее время во всём мире было отмечено серьёзное замедление инновационного процесса. Сегодняшняя цивилизация не оправдала надежд на то, что общество может быть справедливее, чем это было пятьдесят или даже сто лет назад. Более того, последовавшие события и тенденции развития создали серьёзный повод утверждать, что как раз ничем не ограниченное расслоение по личной власти и денежным доходам превращается теперь в первостепенную проблему не только нашей страны, но и всего глобального социума.

А что уже начинается торможение развития, а возможно и отступление от уже достигнутого уровня развития? Пока дорогие магистры такой исход маловероятен, хотя 16 цивилизаций ранее существовавших исчезли с лица земли и этот факт установлен историком Тоффлером. Цивилизация либо продолжает развиваться либо исчезает, когда развитие по объективным причинам остановилось, а это для эволюции означает смерть (конечно в историческом её понимании). Но может перейти и в физическую, хотя это мало вероятно.

Любая цивилизация, не исключая и нашу, опирается на фундаментальную триаду. Во-первых, это природа с её стабильными законами и безграничными ресурсными возможностями, бережное отношение к которым является основой жизни. Ну не рубят сук на котором сидят. Второй компонентой триады является наука, как исключительное свойство человека-разумного. Наука зародилась в недрах религиозной школы, в монастырях, основав своё первоначально целостное мировидение на её незыблемых аксиомах и законах естественного мира, создавая (открывая и выстраивая) Новые Знания. И, наконец, третьей копонентой в нашем фундаменте выступает мораль. Мораль объединила общество через этику и общепринятые безусловные ценности и нормы нравственного поведения во взаимоотношениях людей. Рамки морали сдерживают одних людей, например, от агрессии и разрушения свободы других. Это чтобы мы не передрались друг с другом.

Вот на этих трёх китах строится и поддерживается наша жизнь. Но эта конструкция «не плоская» мы всегда стоим на плечах ушедших поколений, а сохранение конструкции задача живущих поколений. Это они нам передали опыт и знания, природные ресурсы, чтобы мы могли жить, а так же честь и славу, которые мы должны хранить. Именно поэтому был сформулирован заголовок так, как он сформулирован.

Оставить комментарий

Вы должны Войти чтобы оставить комментарий.