О российской практике управления.

Аннотация

 

Только серьёзные аналитические решения могут ответить на программные заявления власти, которые зачастую абсолютно не имеют под собой никаких фундаментальных обоснований. Посмотрим на некоторые из них ана-литически. Известно, что существует предположение, спущенное обществу с самого-самого верха. Необходимо увеличить производительность труда в стране, в ближайшее время, в четыре раза по сравнению с текущим моментом. Далее: необходимо диверсифицировать производство с ориентацией на максимально широкий ассортимент товаров и услуг собственного производства и развивать при этом передовые нанотехнологии. Это риторический призыв по существу означает, что лучше «быть богатым и здоровым, нежели бедным и больным». Очевидная актуальность поставленных президентом задач становится не только не разрешимой, а просто не возможной. Рассмотрим причины этой невоз-можности более подробно и обоснуем это заявление теоретически, используя изложенные выше рассуждения.

Повысить производительность труда возможно и даже нужно, здесь спору нет. Но это потребует в свою очередь, и повысить оплату труда не менее чем в пять раз. И это тоже возможно осуществить. Однако эффективность реализации четырёхкратного роста объёма продукции вызывает очень большие сомнения, хотя все условия для этого есть. Сегодня недопотребление населением составляет более 50%. Не решена и даже не обозначена основная проблема, как продать этот учетверённый объём товаров и услуг, кто его купит? Для этого необходимо обеспечить стабильность цен на рынке, а как это сделать? По- видимому, в России никто не знает ответа на этот вопрос. Если цены не будут стабильны, не стабильна будет и покупательская способность населения, а высказанный лозунг будет и останется только лозунгом. Результата, тем более положительного, достичь не удастся. «Узким местом» в решении вопроса станет всё та же «непобедимая инфляция». В действительности инфляция оказывается сложным социально-экономическим процессом, своеобразным «черным ящи-ком», в котором, как в любой социально детерминированной системе, присутствуют самые разные связи и закономерности. Победа над инфляцией непосильная задача для властных структур нашей страны с невысоким и очень средним образованием. Это и есть российский парадокс власти. Вот уже более 15 лет власти не удается, не только снизить инфляцию, но и хотя бы даже удержать её на уровне« мировых стандартов» ведь в условиях недопотребления это не трудно. Такой парадокс легко объясним мнением очень крупного чиновника. Он считает, ничего хорошего в отрицательной или в нулевой инфляции нет, потому что когда цены падают, люди ничего не тратят, из-за этого у производителей возникают серьезные проблемы со спросом. Поэтому небольшая инфляция – это вещь полезная, потому что она позволяет, увеличивая некоторые цены быстрее, чем другие, перенастраивать экономику. Вот причина «непобедимости». Но по последним данным она не только не снижается, а вопреки всем законам экономики даже растёт, не смотря на «героические усилия власти и стабиль-ность» экономики. Для этого необходимы: коренные законодательные изменения и воля власти, аналогичные тем которые были основой преобразований в США, в период президентства Т.Рузвельта (опыт выхода из «Великой депрессии»). Путь этот давно известен, но нужна ещё и воля действий при движении по этому пути.

Аналогична и судьба решения другой задачи о диверсификации товаров и услуг отечественного производства. Диверсификация и особенно в сочетании с нанотехнологиями в нашей стране принципиально даже в обозримом будущем будет невозможна. Это следствие разрушения этой самой, уже действующей ранее диверсификации, которая началась в начале 90-ых годов и приобрела уг-рожающее значение в настоящий момент. Это вызвано вполне объективными факторами, связанными с конъюнктурой цен на сырьевые ресурсы с минимальной первичной обработкой. Уровень цен на сырьё из России достаточно высок, производство высоко рентабельно. А это означает, что мотивация развития диверсификации будет очень и очень низкая. Теоретические обоснования этому сделаны выше. И даже если при положительном решении о необходимости этой задачи, сразу возникают вопросы, что делать и кому продавать? Кроме того необходимо знать и понимать, что никогда не было так чтобы новый продукт или товар был экономически успешен на самом начальном этапе его производства и реализации. Особенно важен процесс реализации. Далее нужно учитывать, что механизм экономического распределения дохода в России не способен к таким героическим усилиям, чтобы новый и технологически сложный товар длительное время, пробивая себе дорогу на рынке, и при этом не имел бы прибыли. Он не обладает финансовым фундаментом для поддержки такого производителя этих товаров, слишком высокие ставки за кредит. А, не имея прибыли, товар с рынка исчезнет, и уже никто не будет повышать его качество, снижать издержки и т. д. Наша экономика, в том виде, в каком она сейчас существует (имеется в виду механизм регулирования) на настоящий момент присутствия на рынке такого товара не потерпит. Экономическая стабильность нашего рынка определяется бессмертием существования «прибыльности» для всех товаров даже и в условиях устойчивого снижения их качественных характеристик, объёмов, упаковки, внешнего вида, культуры и т.д. Но так не может долго продолжаться, это нонсенс, который должен, даже обязан привести такую экономику к кризису. Существовать она не может и даже не должна.

Российский рынок по определению, вернее даже по механизму своего целевого регулирования не допустит никаких изменений, если они связаны с затратами убыточного характера, даже если это будет начальный период развития. Необходима прибыль немедленно и много. Таков лозунг рынка. Более того, сам хозяйственный механизм, стимулирует отмирание целых отраслей про-мышленности, заменяя их производство товарами импорта, где прибыльность обеспечить можно всегда. Уже сейчас практически исчезла фармацевтическая промышленность, влачит жалкое существование лёгкая промышленность, пищевая, агропромышленный комплекс и многие, многие другие отрасли.

Для восстановления всего разрушенного требуется не только время, но больше всего организационная воля и знания. К сожалению, в стране ни того, ни другого сейчас не хватает. Лишь отдельные энтузиасты увлечённо ещё что-то пытаются производить, но чаще всего этот их опыт плачевен, а бизнес обречён. Поэтому актуально и современно, как никогда ранее, звучит изречение древнего мудреца, из Китая, Конфуция, когда он сказал: «Сила знаний повелителя должна быть выше воли его распоряжений». Это, если сказать по русской пословице, будет означать «семь раз примерь, а один раз отрежь».

Если рассматривать промежуточные итоги российского транзита, т.е. перехода куда-либо в соответствии с изменившимися целями, то следует считать, что такой транзит на этом этапе завершён. В обществе исчезло ощущение не-обходимости преобразований, которыми все были так напуганы в прошлые периоды времени. Создалось устойчивое впечатление стабильности основных жизнеобеспечивающих институтов власти. Наступила небольшая передышка, что позволяет подвести некоторые итоги. В стране укрепилась новая социальная структура, блокирующая в настоящий момент, а так же в обозримом будущем все какие-либо возможные изменения. Общество вошло в состояние равновесной несправедливости и даже адаптировалось в среде её функционирования. Привычной стала несправедливость, в распределении доходов, свобод, благ, качества жизни, прав и множество других необходимостей материального, интеллектуального и духовного свойства, которым должна удовлетворять сама жизнь и существование населения страны.

В результате объединились в одно целое: системный кризис и стабильность, развитие и разрушение, добро и зло и ложь и страх и т.д. По существу получен новый сплав добра и зла, всё в одном и едином флаконе.

Даже не очень глубокие исследования показывают, что российское общество находится в состоянии активного целенаправленного саморазрушения, спро-воцированного в основном внутренними факторами материального и нравст-венного характеров. Это практически видно и невооружённым глазом, когда проявляются деструктивные тенденции, поддерживаемые коллективными действиями всего населения страны. Теневая, а по сути криминальная или полукриминальная экономика укрепилась в качестве ведущего хозяйственного уклада страны. Это казалось бы должно привести к полному вырождению экономической жизни общества и крушению всех его экономических структур. Но этого не происходит, общество в целом выживает, хотя бы и на уровне биологического обеспечения и самое удивительное, что оно покорно смерилось со своей судьбой.

Интересна метаморфоза с понятием счастья у основной массы населения. Не так давно за семейным праздничным столом ещё обязательным был тост «чтобы не было войны». Сейчас напуганное население уже у Бога, кощунственно, про-сит, провозглашая тост «лишь бы не было реформ».

Политическая власть страны – смесь множества интересов властвующей элиты замешанной на экономической корысти личностного характера и крови, с примесью издевательства и лицедейства. Сама демократия, во имя которой и произошли, эти все преобразования последних лет плавно, трансформировалась и превратилась в монипулиативную структуру абсолютно бессильную по своему сущностному предназначению. В основе этой новой системы положены принципы целесообразности, что позволяет властной элите использовать все внешние формы демократического процесса для сокрытия глубокой, даже не демократической, а тоталитарной сути процесса управления. Парадоксально, что в этом видится готовность принятия этих правил игры всем населением страны или возможно это абсолютная политическая и социальная апатия разобщённого населения.

Культура в стране самостоятельно, даже с большим воодушевлением, подчинилась этим строго манипулятивным процедурам оправдываемыми так называемыми требованиями рынка. Вся ранее существовавшая в этой среде интел-лигенция превратилась в корыстных интеллектуалов с низкими интересами меркантильного характера. Культура, как хранительница ценностных мировоззрений общества, практически перестала существовать. В стране появилась высокая социальная напряжённость, которая могла бы вылиться во взрыв. Но в России этого взрыва не происходит. Напряжённость в социальной среде выливается лишь в демографические последствия. Именно этим следует объяснить снижение численности населения и высокую его заболеваемость. Возможно не видя выхода, уже таким способом общество стремится обезопасить следующие поколения. Социальный протест находит выход лишь в конфликтах горизонтального распространения носящих местный локальный характер. Хаос набирает силу. Любой любопытный читатель вправе задать вопрос, а что же проис-ходит в стране, в начале XXI века? И почему это именно так происходит? Неужели ни история, ни практика экономических преобразований, которыми была полна вся международная жизнь в ХХ веке, не имеют ответа на эти поставленные вопросы? Что нам ждать? Это только духовное затмение перед бурей или в будущем грядёт кризис «сметающий» на своём пути все социальные структуры и никакая даже «суверенная» демократия уже не в силах будет его остановить? Или перед нами открывается путь перспективного «тихого» погружения на дно современной цивилизации и уже там стать музеем вульгарной безграмотности в звании отчаянного авантюриста-экспериментатора, достойно выполнившего свой исторический эксперимент над 140 миллионным населением страны?

В любом случае Россия выступила в роли экспериментатора закрывшего собой амбразуру, когда никогда и никакая страна не рискнула бы на такой экс-перимент с таким риском для собственного населения. Эксперимент показал высокий уровень взаимосвязи мировоззрения общества и целей социально экономических преобразований. С точки зрения науки, площадка экспери-мента на российской территории может стать аналогом возможных ситуаций, которые стоят в дверях у порога при решении процессов мировой глобализации. Результаты этого эксперимента могут быть использованы, как некоторое предупреждение при развитии эволюции в мире, особенно в направлении глобализации. На многие вопросы, что не надо делать, российское общество уже получило ответ. А как надо не знает. И даже с этой точки зрения события в России требуют серьёзного и глубокого аналитиче-ского изучения сущностной картины всего того, что произошло в период преобразований.

Не вдаваясь в глубокий анализ, тем не менее, следует даже сейчас отметить некоторые значимые факторы влияния. Более полный и самое главное количественный аналитический результат получен в основной работе автора. Здесь же только фрагментарно представлена картина результатов преобразований происшедших в России, в процессе проводимого ею эксперимента.

Устойчивый вялотекущий кризис с обострениями на локальном уровне регионов, что с предельной нагрузкой испытывает на прочность всю без исключения иерархическую социальную структуру общества, продолжает существовать. Последнее десятилетие до неузнаваемости изменило традиционную и привычную картину и смысл жизни населения страны. По-всюду сформировался хаос в сознании и поведении народа. Уже никто ничего не знает и никому и ничему не верит. Сотни социологов, политологов и различных экспертов спорят о причинах асоциального поведения населения страны, пытаясь найти рациональное объяснение тем абсурдным предпочтениям, которые материализуются не только в ходе политических выборов, но и в повседневной жизни. Вызывает удивление пассивная реакция населения на многие конфликтные ситуации, в том числе и на снижение жизненного уровня самого этого населения. Можно интерпре-тировать реальную картину жизни российского общества словами Ю.Карякина: «Россия ты одурела».

Манипулиативное регулирование среды бытия населения с использованием средств СМИ, конечно, может обеспечить сохранение режима власти и созданный ею хозяйственный уклад, но никогда не сможет дать гарантию, что создавшийся внутри страны конфликт рано или поздно не приведет к всеобщему взрыву. Поэтому широкие исследования развития дисгармонии требует определения её истинного состояния во всех сферах бытия, в морально — нравственной среде, социальной и производственной сфере, культурной, научной и многих других областях проявляющих жизнь общества. Необходимо знать динамику её развития, причины возникновения, что, возможно сможет обеспечить и предохранить общество от взрыва возмущенных масс населения. Чтобы обеспечить такой путь выхода из создавшейся ситуации, необходим глубокий, а главное не тенденциозный анализ, целью которого должен стать поиск причинно-следственных связей возникновения дисгармонии, которая в любой может спровоцировать возникновение конфликта. Только это позволит найти лекарство для того, чтобы вернуть общество в привычную среду моральных ценностей и традиционных приоритетов.

Исследование причинно-следственных связей формирования мировоззрения нашей властной элиты оказалась захватывающей работой, результаты которой трудно переоценить. В настоящей работе не предполагается освещать её результаты подробно. Это требует другой публикации специально ориентированной на эту тему. Здесь же сделана только попытка ответить на вопрос, почему мы считаем, что в нашей стране экономика как наука повержена властной бюрократической элитой. Основными причинами этого можно считать: во-первых, исторически в силу традиций мир был разделён на цивилизацию, к которой принадлежит человек, и естественный мир природы. В процессе развития человек изучал этот мир, стремясь познать истину. В качестве предмета исследования выступал естественный мир природы, что и привело к разделению: субъекта, изучающего (человек) и изучаемого объекта (мир природы). По мере появления результатов изучения естественного мира повышалась эффективность деятельности мира цивилизации. В процессе таких исследований рядом с учёным всегда находился представитель власти (бюрократ), который в дальнейшем монопольно использовал и присваивал результаты изысканий. По мере развития науки уже тогда сложилась иллюзия о её всемогуществе и возможности подчинения ею всего мира природы. Так как автором исследований всегда был человек, сформировался миф о человеке, как о властителе и покорителе природы. Эта ситуация, со временем, трансформировалась в идеологию бюрократизма, получившую тем самым теоретическое обоснование доминирования чиновника не только в его сфере, но и в управлении естественными природными процессами. Через очень короткий промежуток, по историческим меркам, времени мировоззрение о всемогуществе человека (читайте чиновника) стало общепринятым. Так Российский мир в представлении общества потерял целостность, всеединство создания и гармоничность своего развития. Теперь уже цивилизация не встраивалась в естественный мир природы, соблюдая при этом правила гармонии, а грубо расталкивая, отвоёвывала себе «теплые места». Стоит ли удивляться, что под «замес» нашего чиновника попала и экономика, как наука. Многие другие области общественной жизни так же попали в сферу высоких амбиций и безответственности нашего чиновника, или какого либо другого аналогичного. Разница будет не велика.

Если совремённый человек, не изменив своего мировоззрения со времён Аристотеля и Сократа, то он очевидно должен иметь представление о самом себе, ибо ему отвечать за последствия своих неверных решений. Бесспорно, ХХ век дал большой толчок в развитии, а самое главное в усложнении бытия. Вместе с тем мир столкнулся с высоким уровнем нестабильности, как следствия появившихся диспропорций в системах созданных человеком. Наиболее остро эта нестабильность проявилась в общественных и экономических системах, часто построенных на принципах эгоистической экспансии и групповых интересах. Очень часто именно такие системы не стабильны и недолговечны, а иногда, если не всегда, коррупционны и склонны к разрушению. В общем, это связано с недостаточностью развития теоретических основ гуманитарных наук, включая и экономику. К сожалению, сегодня ценность абстрактных истин де-вальвировала на несколько порядков, сейчас в цене только лишь материаль-ное благополучие. Интересно, где бы сейчас была Америка, если бы Мартин Лютер не создал свою теорию, влияющую на самого человека, на этические нормы его поведения и нравственность. Аналогичной теорией, но духовно противоположной, оказавшей значительное влияние на развитие мира, можно считать предложение А.Смита о создании свободного рынка. Опираясь в качестве основы на «золотое правило» нравственности, он активизировал на основе мотивации творческий и волевой потенциал взаимодействия индивидуумов, а тем самым и развитие всей цивилизации. И не его вина в том, вместе со свободой из ящика «пандоры» вырвался и корыстный интерес, ставший в дальнейшем основой меркантилизма. Этого он предвидеть не мог. Случилось то, что случилось, а если это оказалось ошибкой, её рано или поздно придется уже нам её исправлять. Но лучше рано.

Такова судьба любой науки, сущностью которой является познание не познанного и оформление этого нового знания в форму доступную для понимания всех. Если теоретических знаний нет, то нет и понимания, даже приблизительного, о сущности протекающих процессов, как в обществе, так и в экономике и других действующих системах. Как говорят, знание не купишь.

Приняв за основу идеологию свободного рынка, наше государство одно-временно сменило и сущностную оценку каждого члена общества, в том числе и его самооценку. Теперь в качестве показателя характеризующего индивидуума стал выступать его результат коммерческой деятельности выраженный в денежном эквиваленте. Очень быстро этот критерий стал доминирующим. Уже знания, опыт, честь, достоинство и многие другие свойства человека ничего не значили на фоне рубля. Под влиянием власти, общество приняло эту идеологию, которая по существу разрушает и само общество. Общество стало агрессивным, недоверчивым, конфликтным, коррупционным, повсюду воцарился страх и ложь. Попытки власти изменить ситуацию до сих пор ничего не дали и скорей всего не дадут.

По-видимому, реформы здесь не помогут, необходимо осуществлять глубокую трансформацию в сфере духовности. Поясним эти понятия более подробно, используя в качестве примера отечественную ситуацию. Что такое реформа? Реформа в своей сущности сосредоточена на изменении средств и методов, которые правящая элита использует в принятии своих решений для лучшего дос-тижения преследуемых целей. А тогда, что такое трансформация? Трансформация обязательно вводит изменения в структуре и составе самих преследуемых властью целей. Рассмотрим в теоретическом аспекте, что из этого получается. Вариант первый, когда преследуются неправые цели. В этом варианте, выполняя лучше свою управленческую работу, власть повергнет общество в пучину неправоты и не справедливости. И чем лучше выполняется эта работа, тем глубже погрязает в неправоте общество и само государство. Если эта работа выполняется плохо, тем лучше для страны, а если хорошо, тогда возникают проблемы внутри общества, погруженного в неправоту, коррупцию и ложь. И всё это всегда сопровождается ростом бюрократии (18).

Продолжим наши рассуждения для ситуации для случая, когда преследуются правые цели, то есть имеет место разумная трансформация. В этом случае требования к качеству работы власти повышаются и очень значительно, ошибки в работе власти становятся заметными, ибо они связаны с результатами. Согласуясь с этим требованием, повышаются и требования к персональному составу правительства. В значительной мере уменьшается и бюрократический аппарат, так как лишние звенья только ухудшают его работу. Вот почему все философы утверждают, что истина прекрасна.

Попробуем адаптировать эти рассуждения к тем преобразованиям, которые происходили и происходят сейчас в России. Очевидно, необходимо выяснить первоначала преоб-разований, ибо они есть причина всего происшедшего. Изменилась парадигма целей управления страной. Рассмотрим некоторые изменения служащие основой жизни страны и общества (народа). Во-первых, ма-териальные ценности стали доминировать перед моральными и духовными. Мораль это, те сложившиеся в процессе развития человечества ограничения во взаимоотношении людей, которые не обязательно входят в требования, определяемые законами. Мораль — более древний пласт ограничений, чем законы. Одной из форм моральных ограничений являются религиозные ограничения. Во-вторых, личное или частное оттеснило на второй план общественное или общее. Это сократило и достаточно серьёзно ограничило целеустремлённость и консолидацию общества. В-третьих, закон, даже если он плохой, стал выше справедливости. В-четвёртых, бытие в настоящем стало единственной ценностью и достаточным критерием, отодвинув на периферию по значимости прошлое и будущее. В-пятых, результат те-кущего момента стал намного важнее истины, а это означает не только сомнения в необходимости науки как таковой, а в полном её отрицании. Такая ситуация с развитием науки и знаний грозит ввергнуть всё общество в трясину лжи и обмана, откуда нам долго придётся выбираться.

Если продолжить декомпозицию изменения целей можно получить более точный и более глубокий перечень и получить ответ на вопрос, а что же Вы хотите господа держатели власти, какие цели хотите достигнуть? Не дают они ответа. Но даже молчание власти уже достаточно символично, чтобы рассматривать, а может и решать какое, же нам нужно правительство плохое или хорошее? К сожалению и это нам не дано решать. Многие учёные ещё в прошлом ХХ веке были озабочены тем, что наступает такой период развития цивилиза-ции, когда сдерживающим фактором становится сам человек особенно, если он попадает в элиту власти (17). Кейнс, пожалуй, один из последних великих западных экономистов, которые еще верили в неразрывную связь между экономикой и этикой. А в этом как раз и состоит традиционное понимание китайцами роли государства в управлении экономикой.

Автор этой работы также утверждает, «что нигилизм сделал свое дело, развеял то, что казалось незыблемым на протяжении более чем двух тысячелетий». Как возродить этические нормы властвующих элит, существовавшие ещё в средние века? Сможет ли демократия решить эту проблему или необходим другой путь формирования власти? Несмотря на отдельные достижения в решении этих вопросов, демократические механизмы очень часто дают сбой в реальном исполнении. Слишком широк диапазон национальных традиций и культур, не воспринимающих демократию вообще. В некоторых случаях страны даже отвергают демократическое устройство, опираясь при этом на культурные исторически сложившиеся традиции, привычные для них. Демократия и этика не всегда образуют между собой конвергентные отношения, если отсутствуют общепринятые обществом этические нормы. Духовное и материальное ка-ким-то образом переплетено между собой, это власти необходимо понимать.

Оставить комментарий

Вы должны Войти чтобы оставить комментарий.