О культуре.

Аннотация

 

Очевидно, что вне зависимости от избранного режима власти для организации общества необходима система имманентного, то есть духовно воспринимаемого индивидуумом формирования общечеловеческих ценностей, замещающих частные интересы и тем самым уменьшающих диапазон естественного хаоса. Категория «культура безопасности» может быть определена нами как процесс сохранения и развития целей, идеалов, ценностей, норм и традиций человека, семьи и общества, социальных институтов и сетей, обеспечения устойчивого и конструктивного взаимодействия людей, их защищенности от неприемлемых рисков, угроз, опасностей и других вызовов. Такая компонента в нашей жизни должна обеспечивать устойчивость её существования. Культуру, по своей структуре формирования, следует, и считать тем самым иммунитетом, который единственно способен возвращать жизнь в привычное русло. Культура как бы соткана из исторически проверенных и накопленных ценностей существующего общества. Ценности удерживают общество в определённых рамках, не мешая протеканию жизни. По-видимому, так можно представить культурное русло, обеспечивающее гармонию протекания жизни.Не вдаваясь в подробности, следует отметить, что у природы, как и у всего живого, есть успешный опыт решения такой же проблемы. Он связан с тем обстоятельством, что живая и не живая материя под воздействием законов естественного мира всегда стремятся к своему устойчивому состоянию. Этот механизм сейчас пробует перенять синергетика. Этот опыт связан с эволюцией и функционированием нашей иммунной системы. Её роль в мире цивилизации, по-видимому, может исполнять культура, которая призвана, на эмоциональном уровне, хранить, распределять и мотивировать признание общечеловеческих ценностей, как основных приоритетов в системе упорядочения хаоса. Это аналог законов естественного мира, обеспечивающих гармоничное развитие природы. Такая мотивация определяет устойчивость жизни во всём диапазоне её проявления. Она же стремится исправлять допущенные жизнью ошибки за счёт собственных внутренних ресурсов. Это важнейшая функция и предназначение культуры при развитии общества методом проб и ошибок. Именно сочетание творческого изменения и возможного исправления допущенных ошибок, обеспечивает появление созидательного опыта с минимальным риском разрушения. Так формируется жизнестойкость общества, нации или этноса.

Важнейшим фактором для этого является традиционность. Общество основывается на традиционных ценностях, берущих своё начало в историческом прошлом в сочетании с инкстинтами жизни. Это основное предназначение общественной среды, имеющей свойства эмоционального влияния. Более того, культура наиболее полно и доходчиво за счёт эмоционального восприятия и передачи информации формирует связь прошлого с настоящим и часто даже способна к прогнозу (литература, театр, музыка и т.д.). Произведение искусства является результатом индивидуального опыта, переживания субъекта. Из целостности, системности и порядка следует, что культура, как и всё общество, построено и существует как иерархия, что обеспечивает ей высокую скорость распространения. В то же время искусственное часто эмоциональное восприятие мира в условиях беспредельной свободы легко трансформируется в возбуждение, обладающее массовым характером распространения и ведущее к деградации. Требования к культуре, к её содержательной стороне катастрофически снижаются. Это сталкивает на обочину жизни практически большинство ценностных установок общества, освобождая место для частных интересов и манипуляцией сознанием.

Таким образом, и формируется массовая культура, доминирующая во всех средствах массовой информации, создавая и продавая возбуждение, как товар. Отсюда появляются потребности в алкоголе, наркотиках и многие другие негативные пристрастия их последствия. Практически при отсутствии смысла жизни общество устойчиво, главное закономерно деградирует, меняя свои ценностные и этические приоритеты. Особенно это важно для молодёжной среды, когда потребности и возбуждения формируют стремления к их удовлетворению. Это часто приводит к конфликтам, а иногда и преступлениям. Бессмысленность и бесцельность существования общества естественно и закономерно приводит к депопуляции.

Именно такую картину можно увидеть в сегодняшней России особенно в регионах, из которых ушло производство, прихватив с собой и культуру. Если попытаться определить основное влияние не совместимости хаоса и просвещенного сознания необходимо обратиться к первичным источникам, формирующим развитие имеющим исходные субстанциональные свойства, т. е. стабильные и устойчивые. Они складываются исторически и не могут быть подвергнуты деформации в угоду временных ситуаций. И только тогда, когда определены их взаимоотно-шения и динамика изменения этих взаимоотношений, можно отыскать причинно-следственные связи развития среды в целом. Именно культура, как совокупность системы ценностей, стереотипов мышления и поведения, свойственных данному обществу, является ключевым элементом, как его устойчивости, так и его приспособляемости к внешним воздействиям без разрушения его существенных черт.

Оставить комментарий

Вы должны Войти чтобы оставить комментарий.