Ответы науки на вызов общества.

Аннотация

 

Достижения, полученные наукой об эволюции (синергетика) и мировой опыт социального обустройства государств с очень разными политическими режимами позволяет сделать предположение, что в процессе преобразова-ний общество, в зависимости от собственных внутренних свойств и внешних регулирующих условий самостоятельно осуществляет собственную независимую реструктуризацию. Очень часто желаемых преобразований не происходит и причины этого чаще всего не известны. Происходит так, как это очень образно заметил наш доморощенный «философ» В.С.Черномырдин «хотели, как лучше получилось как всегда». Каковы причины этого? Рассмотрим это явление более подробно.Базой таких структурных преобразований является динамический хаос, сотрясающий все устои существующего общества. Появление такого состояния вызвано чаще всего отсутствием ограничений морально-нравственного характера, законодательным бессилием, усугублённое низким качеством законов, а также беспомощностью власти. Можно предположить, что сущностью этих преобразований должна стать новая структура стратификации общества, то есть её распад на группы. Основой такого распада служат меркантильные эгоистические интересы участников, не обладающие свойством устой-чивости. Косвенно это можно подтвердить тем фактом, что в России до сих пор не могут организоваться политические партии с серьёзным идеологическим содержанием (идей нет, а денег не надо). Стратификация общества в соответствии с его имманентными свойствами, как правило, не известна, но чаще всего приводит к формированию страт с негативным содержанием.

Сегодня многим кажется, что российское общество уже утратило способ-ность объединения и консолидации, вокруг выбранных ценностей и тем са-мым обеспечить целенаправленную деятельность властных государственных структур для всех уровней и этажей. Это скорее свидетельствует, что всё ещё велико распространенное среди людей чувство социальной заброшенности, испытываемого самыми обездоленными людьми, численность которых превышает 60% от численности всего населения страны. Апатия стала основным состоянием народа. Практически это соответствует реальной картине, и власть ничего не делает и ничего, по-видимому, не сможет сделать, чтобы как-то изменить си-туацию. Более того, властная элита активно пропагандирует и мотивирует эту ситуацию, называя ее «стабильностью». Тем не менее, обществу рано или поздно придется бросить вызов власти и заставить ее обеспечить целенаправленность управления связанного не только с распределением финансовых средств. Хотя даже эти управленческие решения не вызывают восторга при их реальном исполнении. Достаточно более внимательно рассмотреть механизмы проведения общенациональных проектов и многое становится очевидным. Именно отсутствие целенаправленности в деятельности власти не позволило получить какие-либо реальные результаты от их выполнения. Более того, можно предположить, что эти национальные проекты в сочетании с ипотекой жилья стали, если и не ис-точником то, во всяком случае, действующей силой в подъеме инфляции и инфляционных ожиданий населения. Эти проекты частично питают и коррупцию. Исследования же причинно-следственных связей коррупции до сих пор не проводятся, а законов об ее искоренении просто не существует. Выявить ее не так уж и сложно, если провести даже поверхностный, но целенаправленный анализ. Анализ может ответить на многие вопросы, в том числе о проблемах дисгармонии и несправедливом распределении доходов.

В работе достаточно подробно рассматриваются вопросы существования общества в условиях дисгармонии социальных и экономических отношений. Источники дисгармонии формируются идеологией свободного рынка и закрепляются законодательными актами принятыми, как ни странно представительными органами самого этого общества. Это, конечно, может свидетельствовать либо о вульгарной безграмотности этих органов, либо об их тенденциозной заинте-ресованности, а вполне допустимо и то и другое вместе. При этом общество, обессиленное административными репрессиями, внутренними конфликтами, отсутствием достоверной информации, снижением уровня знаний, практически не может сопротивляться властным элитам.

Бессилие к сопротивлению формирует, как закономерность, полицейский характер исполнительной власти. Необходимость её вовсе не связана с защитой от идейных претензий общества, претендующих на смену власти. Таких уже нет. А основное усилие репрессий сопряжено с ликвидаций множества конфликтов возникающих внутри общества формирующих хаос в сфере бытия. Социальная дисциплина неуклонно падает, что требует серьёзных финансовых затрат на её поддержание особенно, если это связано с насильственным характером установления порядков. Можно ли измерять дисгармонию общества в различных аспектах её проявления и тем самым предотвращать возможность появления конфликтов? Основным сигналом появления конфликтной ситуации может стать аналитическое измерение уровня дисгармонии. Её количественная величина может быть получена при наличии достоверных статистических данных и алгоритмов их обработки.

Острота и необходимость решения этой задачи не вызывает сомнений. Ещё никогда в истории не существовало сколь-нибудь длительно общество с таким высоким уровнем дисгармонии в широком диапазоне производимых благ. Такое общество, если оно и сможет вообще существовать без потрясений, то обязательно скатится в среду замкнутых изолированных государств, и в любом случае будет обречено на разрушение. Не спасёт никакой «особый путь», никакая «суверенная демократия», ибо в условиях достаточно быстрого роста глобальных взаимосвязей, такое общество станет мировым изгоем.

Можно предположить, что гармония в обществе является основным фактором, влияющим на взаимоотношения не только внутри общества и страны, но и является основным критерием, формирующим добрососедские связи с другими странами и государствами. Это очевидно, если в качестве аналога рассматривать процесс создания Европейского Союза, когда в его состав можно войти только при условии соблюдения гармоничного развития и общества и государства во внутренних взаимоотношениях претендента. Гармония так же отражает единство и целостность общества во взаимодействии с государством.

Гармония развития, поэтому и является совместным результатом единства деятельности общества и государства в целом. Она как бы сигнализирует о состоянии здоровья страны (аналогично измерению температуры у больного). Для более глубокого понимания этого вопроса можно использовать метод дихотомии, когда проблемы развития материальных благ условно отделялись бы от аналогичных, но не материальных субстанций. Это позволяет определить взаимосвязь этих понятий выявить природу появления дисгармонии и самое главное причину её мультипликативного (усиливающегося) распространения. В качестве методологического подхода можно принять концепцию естественного развития на основе древнекитайской натурфилософии. В качестве основы разделения мира используются два начала, но не две противоположности: инь и ян. Являясь полярными, они, тем не менее, не могут существовать раздельно. Они не противоречия, а две стороны одной медали. Это позволяет понимать весь процесс мироздания и бытия как стремления этих первоначал к полному использованию их в единстве, что в свою очередь и создаёт условие гармоничного развития. Не вдаваясь в детали (эти вопросы рассмотрены в основной работе об обществе), следует отметить, что управление распределением благ в своей основе значительно влияет и формирует мировоззрение общества и его этические нормы поведения, которые можно даже количественно измерять. Становятся понятным влияние основных критериев в оценке распределения благ и путь их трансформирования в реальное общественное мировоззрение. Иными словами государственная власть и общество должны обеспечить единство и целостность, как инь и ян у китайцев. Древние китайцы понимали мир как единое и целое на основе справедливого взаимодействия указанных противоположностей, но при этом и обеспечивающего их гармоничное сосуществование. Для китайцев, японцев и других стран востока гармония развития является доминирующим критерием мировоззрения в оценке среды обитания. Ни один из великих мыслителей древности не обходил стороной проблему гармонии, вкладывая в нее каждый свое, но, в общем, видя в гармонии единство, совершенство, соразмерность и противоречивость окружающего мира. Объединяя противоположные начала на основе синтеза, гармония уравновешивает их, вносит меру и согласие, упорядочивает и в награду получает красоту и истину. Она создаёт национальное богатство и развитие.

Еще в глубокой древности человеком было обнаружено, что все явления в природе связаны друг с другом, что все пребывает в непрерывном движении, изменении, и, будучи выраженные числом, обнаруживают удивительные закономерности. В гармоничной пропорции всегда 3 элемента (триада). Они являются или попарными разностями некоторой тройки элементов, или самими этими элементами, например а: z = (а — в): (в — z). Величины а, в и z отражают численные значения каких либо свойств элементов или частей, входящих в целостную и взаимосвязанную систему. Наиболее широко это явление наблюдается в естественном мире, в котором взаимосвязь элементов (частей) формировалась единым эволюционным процессом.

В результате такого эмпирического исследования пифагорийцы выявили, что гармония отображается в симметрии или неких пропорциях. Таким образом, пропорциональность, соразмерность частей целого является важнейшим условием гармонии целого и может быть выражена математически посредством пропорций. Пропорция означает равенство двух или нескольких отношений, что и соз-даёт гармонию.

Сегодня наука доказала и для естественного мира, что самоорганизация (неравновесное упорядочение или творчество) является одним из двух фундаментальных элементарных процессов природы, различающихся по их физическим принципам. При неравновесном упорядочении степень неравновесия возрастает и на это затрачивается энергия, а при равновесном упорядочении (организации) степень неравновесия уменьшается и энергия выделяется. Оба процесса взаимосвязаны и имеют разную видимую долю проявлений в сложных явлениях. Жизни предложено существовать в неравновесных условиях в её природном стремлении к равновесию, но достигнуть она его никогда не сможет. При достижении оного исчезает сама жизнь и рождается на базе выделенной энергии что-то другое, более совершенное. Скорее всего, это связано с триадой в широком смысле её проявления, а в разрезе экономики с механизмами формирования устойчивости и стабильности, а, возможно, и её эффективности в будущем. Этими работами и полученными в связи с ними результатами поставлена окончательная точка в дискуссии учёных по поводу не универсальности второго закона термодинамики и его противоречиях. Они (противоречия) не давали спать многим поколениям серьёзных мыслителей. Жизнь сама определила существование этих двух физических принципов, управляющих процессами, имеющими разную направленность: к равновесию (гармонии) и против равновесия (к хаосу). Нам оставалось понять и познать их глубину и роль в процессах созидания. Такой цикл развития имеет вид спирали, шаг которой должен отражать скорость познания естественного мира. Именно это и определяется понятием научного прогресса. Отсюда прослеживается необходимость одно направленности векторов развития естественного мира и цивилизации, который мы, по-видимому, нарушили, стремясь к богатству и славе.

Рис.1 Взаимосвязь дисгармоний.

Рыночная социальная среда является отличным полигоном для развертывания процессов самоорганизации свободы (хаоса) в нём достаточно. Вместе с тем нельзя надеяться на механизмы чисто рыночного типа как на панацею от всех наших бед. Рассмотрим этот вопрос исходя из рисунка 1. На рисунке сплошная вероятностная кривая отражает гармоничное существование объекта (мат. ожидание равно 0), все внутренние усилия элементов целостного объекта стремятся к равновесию, выделяя при этом энергию. Это и есть устойчивость экономики. Для цивилизации это означает, что всё производимое обязательно потребляется без остатка. Аналог природной пищевой цепочки. Дисгармонии 1 и 2 отражают другое, уже неравновесное состояние характеризуемое величиной отклонений от её мат. ожидания величинами отрезков а или б, при этом одновременно существовать они не могут, как не могут и взаимодействовать. Чтобы удержать объект в этом состоянии и противостоять его естест-венному дальнейшему стремлению к хаосу (дисгармонии), необходима, как указывалось выше, дополнительная энергия, которая по определению будет не рациональной. При энергетических преобразованиях это будет своеобразная «энтропия», отражающая антагонистические отношения эгоизма и ценностей.

Консерватизм, как стремление к устойчивости, играет огромную положительную роль (это условие выживаемости на всех уровнях), не допуская моментального разрушения всего создаваемого и являясь своеобразным барьером (иммунитетом) для новых неустойчивых форм. В естественном мире это обеспечивается естественным путём, на основе закона сохранения энергии. Но в мире цивилизации его автоматическое проявление не просматривается. В тоже время и для цивилизации создание нового, также как и совершенствование достигнутого — это объективная необходимость, поэтому гармонии присуща определённая динамика, которая выражена в отклонении от равновесия ± α. Если величина α невелика и не превышает ±3%, то гармонию следует считать устойчивой.

Чтобы лучше понять механизм формирования гармонии, рассмотрим в качестве примера взаимоотношение компонент в уже предложенной триаде «труд-капитал-ресурсы». Правомочно будет при этом считать, что экологиче-ская составляющая компенсации будет условно постоянной величиной и влияние её динамики на положение гармонии в триаде будет минимальным. Тогда в соответствии с рис.1 дисгармонии могут иметь положение 1 или 2. Условие гармонии будет соответствовать равновесию, когда стоимость произведённых товаров тождественно равна объёму финансовых средств полученных обществом. Это соответствует минимуму неиспользованной продукции (излишков), на что обратил внимание Морис Алле (2). Если это не так, то дисгармония неизбежна. Когда общая стоимость товаров и услуг превышает финансовые возможности общества, возникает дисгармония 2. Эта ситуация наиболее часто встречается в реальной жизни. Её причиной является мотивация на прибыль частных собственников. Если мотивация ни кем и ни чем не регулируется, то процессы дисгармонии только будут расти, что непременно приведёт к конфликтам и криминалу. В результате общество снижает уровень потребления, что, в конце концов, приводит к разрушению социума не только физически, но и духовно. Тогда следует признать, и это вполне обосновано, что мотивация успешности индивидуума в рыночной экономике становится непреодолимым препятствием в достижении гармонии развития социума.

Противоположная ситуация, когда ущемлены интересы основного капитала (дисгармония 1) возникает значительно реже, а можно сказать что и никогда, если говорить о либеральной экономике, построенной на основе мотивационных побуждениях собственников. Ибо этот путь приведёт к разрушению собст-венности. В любом случае одновременных внутренних (имманентных) побуждений для перехода в направлении гармонии оба варианта дисгармоний не имеют, их отношения антагонистичны. Более того за счет усиления хаоса, рост которого неминуем при любых вариантах дисгармоний, вырастет энергетическая потребность для развития, что способно только лишь усугубить их уровень.

Рассмотрим ещё один вариант дисгармоний аналогичный предыдущему, природа появления которого и механизм развития практически в экономической литературе не упоминается. Эта дисгармония появляется в силу неравновесия экспортно-импортных торговых операций. Она проявляется как внутренняя, не-равновесная структура затрат, даже в условиях равенства торгового баланса. Гармония экспортно-импортных операций появляется только в том случае, когда в равновесии находятся объёмы добавленной стоимости обмениваемой продукции или товаров. Именно добавленная стоимость продукции или товара несёт в себе интеллектуальную составляющую развития общества. Она представляется в форме синтеза культуры, знаний, уровня научных исследований и проектных работ и даже вбирает в себя каким-то образом нравственность и этику. Доказательством этому может служить история экономического развития стран Востока и Японии в том числе. Сейчас по этому пути движется и Китай, который ещё не так давно считался технически отсталой страной.

Если внимательно посмотреть на все элементы развития, можно увидеть множество таких дисгармоний в нашей жизни, каждая из которых может стать разрушающим конфликтом, а может и не стать, превратившись в созидательную гармонию. Всё зависит только от знаний и опыта тех лиц, чьё решение определяет наше развитие в гармонии или в конфликтах.

Получается, что в сфере экономики избежать дисгармоний невозможно, ибо такова их природная сущность. Неужели нет способа каким-либо образом гар-монизировать наше бытиё или мы обречены, существовать в среде дисгармоний и конфликтов? Что ответит на этот вопрос или даже вызов современная наука. Ведь проблема гармонии развития существует в любой стране и об этом знает каждый. Наука почему-то обходит этот вопрос стороной, не выдвигая понятие гармонии даже в качестве цели или хотя бы показателя. Но гармония существует как созидательная основа эволюции естественного мира природы и она должна быть присуща миру цивилизации. В этом не должно быть сомнений, как их не было 25 веков тому назад для восточных мудрецов, познающих мир в его целостности.

Пифагорейцы и их последователи всему сущему в мире искали числовое выражение. Ими и было обнаружено; что математические пропорции лежат в основе музыки, которую они хорошо знали и понимали. Это привело их к понятию гармонии. Гармоничная система всегда уравновешена и устойчива. Компоненты системной триады образуют целостное единство, когда находятся в динамическом равновесии. Чрезмерное усиление или ослабление любой из них разрушает эту целостность. Такую устойчивость и состояние уравновешенности придает окружающая нас симметрия. Если принцип золотого сечения оптимизирует расход энергии в живых организмах, то в экономике – способствует оптимизации «энергии» для роста, причем не по принципу «рост ради накопления» а рост ради стабильного социального прогресса. Отсюда следует сделать некоторые выводы о том, что дисгармонии и конфликты про-дукты цивилизации и исправлять эти ошибки придётся нам, просто больше некому.

Автор имеет свой взгляд на решение вопроса о построении гармонии, который целиком и полностью определяется финансовой системой и кредитной природой денег, формирующей их спекулятивный характер (15). Об огромном влиянии денег говорят и некоторые данные. Вся мировая экономика сейчас укладывается примерно в 50 трлн. долл. США. Но за 20 последних лет её оборотные средства превышают, по самым осторожным оценкам, уже 100 трлн., а с учетом производных бумаг более700 трлн. Это ли не проявление спекулятивного характера мировой финансовой системы, о котором свидетельствует кривая 2. Недаром же вся история мировых кризисов начинается с финансов, кото-рые на себе испытывают первый их удар. Следовательно, исходя из изложенных выше рассуждений о дисгармонии развития, с большой долей вероятности можно предположить, что регулированием мировых финансовых систем можно построить устойчивую экономику, устремлённую в своем развитии к равновесию и гармонии. Кажется, Эйлеру принадлежит мысль: «Даже в области физики материальные сущности отступают перед духовными». А Эмерсон ещё более века назад сказал в «Природе»: « Аксиомы физики выражают на ином языке законы этики». Т.е. наука становится нравственной, к чему до сих пор она относилась более чем спокойно, полагая, что всякое субъективное вмешательство, даже из высших соображений и духовных принципов, помешает ее объективности. Является ли это ответом науки на вызов общества о необходимости создания условий гармоничного развития? Трудно сказать. Хотя искать ответ необходимо.

Оставить комментарий

Вы должны Войти чтобы оставить комментарий.