Гармония развития сложных систем.

Наиболее перспективным может и должен стать предмет, отражающий основы эволюционного развития, который может системно связать теоретические основы многих наук и изучаемых предметов, объединяя их в целостное единство. Тогда не нужными станут многие предметы, формирующие знания в форме рецептов, время которых давно истекло. А субстанциональные их основы могут быть использованы более рационально.

 

Еще в глубокой древности человеком было обнаружено, что все явления в природе связаны друг с другом, что всё пребывает в непрерывном движении, изменении, и, будучи выражено числом, обнаруживает удивительные закономерности, связанные, по-видимому, с единством и целостностью мироздания. Это продукт эволюции, устремленной к гармонии своего существования. Объединяя противоположные начала, гармония уравновешивает их, вносит меру и согласие, упорядочивает и в награду получает красоту. Ни один из великих мыслителей древности не обходил стороной проблему гармонии, вкладывая в нее каждый свое мироощущение, но, в общем, видя в гармонии единство, совершенство, соразмерность и противоречивость окружающего мира. Пифагорейцы и их последователи всему сущему в мире искали числовое выражение. Ими было обнаружено; что математические пропорции лежат в основе музыки, которую они хорошо знали и понимали. Пифагорейцы пытались математически обосновать идею единства мира, утверждали, что в основе мироздания лежат симметричные геометрические формы. Пифагорейцы искали математическое обоснование красоте, и нашли математическое отображение гармонии. В результате такого эмпирического исследования они выявили, что гармония отображается в симметрии или неких пропорциях. Пифагор впервые открыл математическое правило, которому подчиняется физическое явление, и показал тем самым, что между математикой и физикой существует фундаментальная взаимосвязь. Со времени этого открытия ученые стали заниматься поиском математических правил, которым, судя по всему, подчиняется каждый физический процесс в отдельности, и обнаружили, что числа возникают во всех явлениях природы.Именно с ней связывают универсальность существующих в природе форм. Закономерности золотой симметрии проявляются в энергетических переходах элементарных частиц, в строении некоторых химических соединений, в планетарных и космических системах, в генных структурах живых организмов. Эти же закономерности есть в строении отдельных органов человека и его тела в целом, а также проявляются в биоритмах и функционировании головного мозга и зрительного восприятия человека. Широкое распространение получили «числа Фиббоначи» с их замечательными свойствами устойчивости. Использоваться эта математика стала и в экономике и задолго до получения своего названия. Ещё в XVI веке Лука Пачиолли дал первые описания техники трансформации и перегрузки данных, поднял вопросы качества данных и предложил технологию его обеспечения — двойную запись. “Нет ничего нового под солнцем”. Предложенная им система бухгалтерского учета — прототип аналитических систем.Гармоничная система всегда уравновешена и устойчива. Эту устойчивость и состояние уравновешенности ей придает симметрия. Исследование систем обладающих гармонией выявило ещё одно замечательное свойство, которые присущи всем гармониям, в какой бы сфере бытия они не существовали. Таким свойством является минимум знергетических затрат на создание жизнеобеспечения систем обладающих гармонией. Тогда математически это означает, что гармония обладает большим коэффициентом полезного действия за счет более высокой степени своей организованности. Таков, очевидно, путь естественной организованности среды обитания максимально снижающий уровень энтропии. Более того, естественное развитие всего существующего в мире, каким бы оно ни было, в процессе своего развития всегда стремится к гар-монии. Вспомним, что ещё в древние времена люди считали, что землю держат три слона (высокая устойчивость). Эту особенность субстанциональных основ понимания мира, включая литосферу и биосферу, обнаружил ещё В. Лейбниц в работе (1). Тогда становится понятным взаимодействие энтропии (хаос в соответствии со II началом термодинамики) и организованности среды обитания, снижающим её. Отсюда следует, что гармония, в соответствии с её свойствами, может служить обобщённым показателем организованности того мира, в котором мы живём, включая и экономику. Гармония, как обобщённый показатель, отражающий в себе всю деятельностную сторону жизни и во всех сферах её проявления, позволяет, или хотя бы создаёт условия для объединения соци-альной среды и формирования социальной дисциплины. Это важная целевая заявка, которой мы ещё вернёмся в дальнейшем изложении.

Проведённые автором, под таким уклоном исследования, свидетельствуют сегодня о наличии системного кризиса в экономике страны и тенденций развития конфликтов в социальной среде общества. Результаты показывают о развитии и усилении тенденций разрушения практически во всех сферах бытия, противостоять которым, по-видимому, общество самостоятельно не может. Поиск основы внезапно возникших тенденций разрушительного характера требует не только глубинных исследований, но и теоретического представления о поведении человеческих сообществ, обеспечивающих свою жизнедеятельность осо-бенно в условиях социальных и нравственных преобразований. Возможно, что это значительно серьёзней задача, решение которой наша страна не имеет, а может и не понимает

В теории познания наибольшую трудность вызывает понятие категории единства в развитии обеспечивающего гармоничное сочетание различных элементов системы таким образом, чтобы их единое целое создавалось за счёт полноты жизненных проявлений каждого отдельного элемента и тем самым, достигалась максимальная полезность деятельности всей системы в целом. Именно это формирует эволюцию общества и качество жизни населения. Принцип всеединства формирует также и внутреннее устройство существования всей системы в целом, а движение её в направлении максимизации эффекта означает движение к относительной истине. Путь такого движения возможен только как путь экспериментального развития на основе метода проб и ошибок, создающего знания и опыт.

Если попытаться представить этот путь, то следует понимать, что сама жизнь представляет собой единство двух субстанций. Многообразие интересов общества в каждый момент времени формирует «вселенский плюрализм» или динамический хаос — это одно из двух первоначал. А «поток просвещенного сознания» исходящий от общества обладает знаниями, волей и творческим потенциалом. Первая субстанция в своей основе представляет собой хаос поведение, которого не предсказуемо, это, по сути «жужжащий беспорядок». Приведение хаоса в упорядоченную систему является целью и задачей общества, что создаёт неограниченные возможности для творчества встречному потоку «просвещенного сознания». Под потоком сознания следует подразумевать человеческие знания, накопленный опыт, культурные традиции населения, ценности и средства их достижения, частные интересы и многое другое, что заботит общество в данный момент времени и в его будущем. Из этой массы хаоса, поток сознания посредством волевых актов осуществляет его упорядочение. При этом он выделяет важнейшие и наиболее полезные приоритеты. Это даёт возможность для поиска путей решения уже собственных задач. Решение этих задач обеспечивает эволюционное развитие общества и улучшает тем самым его сферу бытия. По существу этим путём разрешается конфликт противоположностей между энтропией (хаосом) и организованностью, который и определило открытие II начало термодинамики и пути разрешения его до сих пор не найдены.

При этом существует одно важное требование, которому должно удовлетворять просвещённое сознание. Оно должно обладать способностью, полностью и без остатка охватить всё множество разнообразия в хаосе проявляющихся интересов (4). Этот процесс определяющий встречу хаоса и просвещенного сознания постоянен и абсолютно непрерывен во времени. Остановить его невозможно, так как сразу начинается деградация, и цивилизация может погибнуть. Так реализуется эволюция в сфере цивилизации. Более того, являясь движущей силой развития, поток сознания в процессе упорядочения хаоса обеспечивает и результат практической деятельности всего общества в целом на основе его консолидации и внутренней гармонии взаимоотношений, если этого удаётся достичь. Отсюда очевидны и требования к непрерывности устойчивого развития науки и новых знаний. В этом случае само общество, преследуя достижение заданных ценностей, является волевой и просвещённой силой формирующей результат. Одновременно этот результат также определяет свою полезность деятельности при движении и приближении к истине или ущерб, если отклонение от истины было или стало существенным. Отсюда следует, что сама природа хаоса и «просвещенного сознания» обладают собственными свойствами достаточно устойчивого характера и требуют серьёзного к себе отношения. В целом встреча хаоса с потоком сознания формирует понятие «чёрного ящика» широко употребляемого в кибернетике и впервые выска-занное её родоначальником Нойбертом Винером. Он в своих работах установил понятие обратной связи, как основу механизма любого регулирования в любой сфере деятельности, без которого не может существовать не только быстро меняющаяся среда обитания человека и его деятельности. Но без регулирования не может существовать не только мир цивилизации, но и сама природа, создаваемая естественными законами адаптации и отбором результатов её развития.

Успешность результатов этой встречи требует анализа и координат этого успеха, который определяется сравнимо-стью достижения с выбранной целью или с её критерием, если он имеется. В этом случае используется математическая интерпретация и количественное измерение получаемых результатов. Критерий может вбирать в себя несколько целей, особенно если удаётся их привести к единой системе координат. Но в мире цивилизации очень часто существует ситуация, когда цели не поставлены, а преследуемый критерий исполнения просто отсутствует, создавая вакуум неопределённости. Тогда правомерно использование понятия «чёрного ящика», которое в своё время дало толчок не только развитию кибернетики, как науки, что само по себе имеет огромное значение, но и легло в основу такой науки как синергетика, позволяющая развивать процессы самоорганизации многих сложных систем, в том числе и систем социального характера. Развитие этих наук позволяет лучше пони-мать причины кризисов в обществе и решать многие вопросы по их предотвращению ещё на стадии зарождения.

А что касается социально-экономического кризиса в России, продолжающегося уже достаточно длительное время, то следует признать, что встреча естественного потока хаоса и просвещенного потока сознания, по-видимому, не состоялась. Ну, а если эти потоки и встретились, то влияние потока сознания, в силу своей незначительности и аморфности, оказалось меньше минимально – необходимого, хотя бы для стабилизации общества и его внутренних отношений. Общество утеряло способность к адаптации. Результатом стало разрушение промышленного потенциала страны и глубокий распад общества, который имеет место и сегодня. Проблема эта не решается до сих пор, а распад общества лишь усугубляется.

Таким образом, можно предположить, что естественный хаос не был полностью охвачен регулирующим потоком сознания в силу своего низкого уровня знаний, а это и создало возникновение условий появления дисгармоний в обществе в целом. Это всегда приводило, приводит и будет приводить, если учесть опыт других стран, к системному кризису, выход из которого в зависимости от его глубины требует серьёзных организационных усилий и финансовых ресурсов для компенсации и погашения конфликтов. Сущность такого системного кризиса заключается в том, что власть не обеспечивая контроль в обществе, утрачивает целенаправленность своей деятельности и переходит на функциональное управление, ограничиваясь в основном управлением финансовыми или материальными потоками. Всё остальное пускается на самотёк. Конфликты перетекают из одного в другой. Этот путь очевидно тупиковый из-за отсутствия ответственности и анализа деятельности власти. Потеря обратной связи, которая единственно и способна осуще-ствлять оценку эффективности деятельности власти, исключает даже саму возможность развития страны с использованием метода проб и ошибок широко распространённого в мировой практике развития стран, как и цивилизации, так и природы. Возможность исправления ошибок становится проблематичной, а иногда и даже невозможной.

И это обстоятельство привело не только к кризису на высшем этаже государственной власти, но и стало повсеместным, включая региональные и муниципальные органы управления. Что в свою очередь повлекло за собой и рост бюрократического аппарата на всех уровнях и, в конечном счете, привела к потере управления властью в стране в целом. Значительно усугубило положение в России и идеологическая установка о «единственно верной идеологической концепции о необходимости развития страны в условиях свободной рыночной экономики». Такая позиция не только расширила диапазон интересов общества формирующих хаос, и тем самым усилила его много кратно, но и сдвинула на обочину приоритеты и обще-ственные ценности, в том числе и необходимость обязательного роста благосостояния населения и качества его жизни. А это основная цель власти и даже её обязанность, при невыполнении которой власть не имеет права существовать.

Имеется множество способов обеспечить согласованность динамического хаоса формирующегося в процессе жизнедеятельности общества и как проти-воположность ему потока сознания, как системы регулирующей этот хаос. Один из этих способов заключается в насильственном или подобном ему формировании всеобщего «единомыслия» общества во всех проявлениях его интересов. Это путь развития тоталитарного государства с соответствующим режимом полицейского характера управления, когда ограничивается любая инициатива общества не только в действии, но и в мышлении каждого отдельного индивидуума. Такие государства не требовательны к качеству «потока сознания» и даже убогость его бывает достаточной, а остальные регулирующие свойства обеспечиваются административной или полицейской силой. Продолжительность жизни таких режимов не велика, они разрушаются под воздействием постоянного отставания от соседей при решении задач научно-технического прогресса, а на его основе социального и научно-технического развития страны. Уровень знаний и культура приходят в упадок, а общество деградирует. В истории развития таких примеров достаточно много и мы все это хорошо знаем на собственном опыте.

Совсем другим будет режим управления, если власть для регулирования хаоса использует высокий уровень имеющегося в обществе качества знаний и созидательного опыта. При этом огромную роль играет культура, обеспечивающая сохранение знаний и опыта посредством эмоционального восприятия мира. Тогда одновременно и глубже решается вопрос целенаправленного ограничения хаоса за счёт трансформации этих знаний непосредственно самому обществу в более доступной форме, для его самостоятельной структуризации и адаптации к новому. В результате происходит взаимодействие людей, и формируются начала их единства. Следует понимать, что сущность самого человека изначально является синтезом материальной компоненты (биологическая составляющая) и духовной, которой является способность человека к познанию. В этом случае, за счёт имманентной составляющей общества, значительно снижается диапазон хаоса, принимающего при этом свою оптимальную величину, которая необходима для будущих возможных изменений. Но объединить людей становится возможным только за счёт того, что ценности и интересы становятся общими и приоритетными для достаточно большой части общества. Такой путь консолидирует общество в его добровольной основе, что в свою очередь исключает возможность возникновения конфликтов в разрезе отдельных групп. Знания усиливают своё влияние на общество в целом. При этом власть и общество становятся партнёрами, и конфликтность их взаимоотношений снижается за счёт целенаправленности уже совместных действий. Просвещённый поток сознания обеспечивает выбор этих совместных предложений, которые содействуют и реально обеспечивают полезность при их принятии населением.

Возможные ошибки проявляются во времени и подлежат исправлению в процессе исполнения осознанных и поддержанных обществом властных полномочий. Это наиболее экономичный путь развития общества, использующий общественное сознание и сформированное мировоззрение. Это консолидирует общество и обеспечивает его целеустремлённость действий. За это платить не надо. Таким образом, можно считать, что общество в своём развитии должно стремиться к гармонии своёго существования и тогда она становится своеобразной целью, достижение которой необходимо постоянно контролировать и ограничивать, при необходимости, постоянно растущий хаос. Но как это сделать, какие принимать решения в сложной системе взаимодействий, каковым представляется сегодня современное общество? Ответ на эти вызовы должна найти наука и в частности, экономика. Но решает ли она эти вопросы? Ответ на этот вопрос следует искать на просторах экспериментальной площадки Российской действительности, имеющей богатый опыт различного рода реформ двадцатого века. Немного перефразируя стихи Сергея Есенина можно сказать «слишком ранние утраты и усталость испытать нам в жизни привелось».

Оставить комментарий

Вы должны Войти чтобы оставить комментарий.