Товары на рынке.

Концепция автора предполагает, что всё пространство потребляемых товаров, кроме их индивидуальных потребительских свойств, должны отра-жать и социальные качества. Необходимо сформулировать понятие их необходимой достаточности. Под таким термином следует понимать минимум возможных остатков всякой деятельности в сфере существования любой общности, в том числе и цивилизации, независимо от структуры составляющих её компонент. Сущность этого понятия можно легко проследить из наблюдений естественно развивающегося мира природы, для которого характерно отсутствие любых остатков в пищевой цепочке, а всё производимое кем-нибудь и когда-нибудь обязательно потребляется без всяких остатков. Для цивилизации это означает мир без коррупции.

 

Автор приносит извинения за такое отвлечение от темы связанной с инфляцией. Но устойчивость инфляции требует, как оказалось, не только экономических предположений своей природы проявления, но важны, как оказались и этические нормы принятые обществом и в нём доминирующие. Рассмотрим явление инфляции и с этой стороны. При этом будем считать, что все товары кроме собственных свойств, отражающих их качество, обладают социальными характеристиками своего применения, что позволяет разделить все товары на относительно однородные группы. Пожалуй, первым кто предложил такую классификацию, был австрийский социолог А.Маслоу. В своей работе он попытался классифицировать в целом саму систему потребления, руководствуясь социальной значимостью продуктов для общества в целом. Ему удалось установить приоритеты потребления с позиции жизнеспособности людей. Такой подход для него как социолога понятен, но экономическая мысль не приняла его выводы, хотя и не отвергла их социальную направленность. Более привычной классификацией товаров является разделение их по степени активности покупателя при реализации товара на рынке. «Таинство» сделки купли-продажи основной фактор, характеризующий свойства продукта.Классифицировать товары, как это принято во всей мировой экономике, следует по свойству их применения. Мы добавим лишь некоторую социальную составляющую. Основным таким признаком примем их жизненную необходимость для существования, как самого общества, так и отдельных его членов. Принятые таким образом признаки классификации позволяют выделить из всего множества производимых товаров и услуг три неравные группы.

Первая группа отражает такую потребность в товарах без удовлетворения, которой общество существовать просто не может. Это означает, что потребление таких товаров и услуг, будет обеспечено при любом уровне цен их реализации. Эластичность, как принято в экономике, таких товаров равна нулю. Такие товары обладают высокой и стабильной устойчивостью потребления, а их объём потребления известен заранее. Они по сущности не участвуют в конкуренции, и не требуют ни какой рекламы. Без этой продукции, какого бы качества она не была, общество обходиться не может. Общий объём такого товара превышает 60-70% от всей производимой продукции практически в любой стране с небольшими отклонениями, связанные с климатом и географией.

С такими товарами, при безграмотном правительстве, связаны все источники возникновения инфляции, если, конечно, отсутствует влияние внешней среды. Производительность труда также достаточно стабильна и устойчива, что обеспечено устойчивым состоянием мощности потока потребления, не зависимого от инициируемой инфляции. В качестве примера, чтобы понимать, о чём идёт речь, можно назвать такие товары как электроэнергия, тепло и водоснабжение населения, все виды перевозок в общественном транспорте и многие другие имеющие аналогичные свойства. К этой же группе следует отнести и все объекты недвижимости, а также природные ресурсы, в том числе земля и её недра. Все эти товары или ресурсы отражают в себе общественное и национальное достояние и должны оплачиваться индивидуально каждым членом общества только лишь на условиях компенсации произведенных затрат, обеспечивающих устойчивое воспроизводство, включая в себя и экологический ущерб. Такой механизм в ценообразовании достаточно широко известен и убедительно доказан в работах нобелевского лауреата В.В. Леонтьева в его знаменитой работе по моделированию производства (модель «затраты-выпуск») (11). Именно отсюда следует и то обстоятельство, что все объекты общественной собственности не могут иметь коммерческую основу и извлекать частную прибыль из общественной собственности аморально и даже преступно.

Такой подход к созданию системы ценообразования для этой группы товаров и услуг не лишён логики построения гармоничного эволюционного развития и даже удовлетворяет всем принципиальным аспектам идеологии свободного рынка. Изложенный подход практически тривиален и в стране уже давно существует опыт его применения, а, как известно, что всё хорошее, это и есть забытое старое. И ещё одно соображение стоит здесь озвучить, в отличие от инфляции, разрушающей социум, дефляция для общества находящегося в условиях недопотребления служит лекарством и не только повышении уровня жизни для всех, но гораздо большее её значение в улучшении нравственного климата в обществе. Недопотребление легко оценивается, исходя из норм жизненной необходимости для населения. Ликвидация недопотребления очень эффективно консолидирует общество. Об этом ярко свидетельствует дефляция розничных цен, проводимая властью на регулярной основе сразу по окончанию Великой Отечественной войны.

Ко второй группе товаров и услуг можно отнести, в соответствии с принятой классификацией, те товары, которые по тем или другим мотивам могут изменить свой приоритет согласно потребности покупателя. К этой группе следует отнести практически весь достаточно широкий ассортимент продуктов питания и ряд других товаров, которые принято считать малоценными и повседневно необходимыми. Какими особенными рыночными свойствами обладает эта группа товаров, и чем она отличается от первой? Основным рыночным свойством этой группы товаров следует считать взаимосвязь структуры потребления и стохастического изменения цен, что особенно важно в периоды, когда существует недопотребление. Поясним это более подробно эту заумную фразу. Основным для такой группы является неустойчивая связь потребления и изменения цены на товар. Приведём пример. Пусть процесс инфляции охватил и изменил цены на растительное масло, не тронув сливочное. Что произойдет, когда рассеется инфляционный хаос? В «остатке» можно увидеть, что потребление растительного масла увеличилось, не смотря на рост его цены. А спрос на сливочное масло упал, хотя цена на него не изменилась. И таких вариантов бесконечное множество, что практически исключает всякую возможность получить информацию даже приблизительного характера о реальном спросе на такие товары.

Здесь спрос находится под сильнейшим давлением инфляции и деформируется, усугублённый недопотреблением населения. Чтобы полнее уяснить ситуации, возникающие при реализации товаров на этом рынке, рассмотрим ещё один пример. Пусть инфляция коснулась товаров более дорогостоящих, к примеру, продуктов мясопереработки. Что произойдет на рынке? С большой уверенностью можно утверждать, что потребление этих продуктов снизится. А что произойдет взамен, уверенности нет. Возможно, вырастут цены на овощи или население пе-рейдёт на питание, картофелем поливая его подсолнечным маслом. Такое тоже исключить нельзя.

Для этой группы товаров внешние инфляционные явления способствуют зарождению внутри групповой инфляции создаваемой уже в самой розничной торговле. Эта вторичная инфляция появляется из-за потерь товара или ростом совокупных издержек, определяемых устойчивым снижением объёма разовых поставок. Для нашей страны это очень актуально, когда мелкая розничная торговля стала основным фактором выживания людей. Низкая скорость реализации товаров в мелких розничных предприятиях, по существу даже в киосках, повышает уровень издержек, а вместе с ними и цену на товар. Вот когда дилемма выбора, либо дорого, но без очереди или дешевле, но в очереди не находит своего решения в нашей стране.

И ещё одну проблему, которую автор хотел бы здесь обсудить. Она, как ни странно, относится к социально-психологическим аспектам рыночных отношений в условиях, когда общество недопотребляет. Попробуем раскрыть её более подробно. Если на рынке существует совершенная конкуренция то, используя дифференциальное уравнение конкурентного равновесия можно получить при его решении ряд интересных результатов, некоторые из них получены автором. Чтобы не утомлять читателя математическими выкладками сразу сообщим, каковы эти результаты. Решение задачи по оптимальному распределению ограниченных затрат (бюджет семьи всегда ограничен) на таком рынке определяет, что отношение полезности товара к его стоимости устойчиво и очень близко к единице. Кроме того, что это решение математически точно оно ещё и разумно, так как устанавливает «обменный курс» между товаром и деньгами. Принятое в обиходе понятие «цена-качество» нашло здесь своё применение.

Тогда, следует предполагать, что каждый покупатель на рынке руководствуется, даже на интуитивном уровне, этими понятиями должен сделать закупки товаров, а по-другому он их просто не сделает. По результатам закупки намеченного набора из имеющихся товаров с их ценами покупатель испытает массу противоречивых эмоций. А теперь представим, что такая «процедура» покупок проходит ежедневно, а цены всегда или почти всегда другие и почему-то всегда выше. Приходится изменять выбор продуктов, судорожно считать выделенный бюджет и производить замену намеченным планам. Какова будет сегодняшняя стабильность в обществе и адаптация к инфляции, можно только предполагать, а выслушивать эти эмоциональные высказывания будут продавцы. На таком фоне формируется агрессивность и деградация населения. Эмоциональная напряжённость негативного характера рефлексивно распространяется внутри общества, подобно кругам от брошенного в воду камня, и охватывает всё общество.

По-видимому, таково суммарное влияние свободного рынка в сочетании с устойчивой инфляцией на морально-нравственный климат населения страны. Хотя это и предположение, но наблюдения за деградацией общества и за скоростью, с которой проходят эти разрушения российского социума, можно предположить, что общественным воспитателем общества сегодня выступает либеральный рынок, а средства массовой информации лишь оформляют контраст нашего бытия.

Являясь каждодневной необходимостью, эта группа товаров наиболее остро реагирует на изменения цен, как в сфере торговли, так и со стороны производителей товаров. Инфляционные ожидания заставляют производство постоянно расширять номенклатуру и ассортимент готовой продукции одновременно снижая объем или вес упакованной продукции. По существу расширяется ассортимент упаковок товара, мало отличающегося друг от друга по своим качествам. Это имитированное разнообразие не создаёт конкурентной среды, хотя предел необходимого разнообразия, как требование общей теории систем в условиях развития, даже существенно превышен. На таком фоне трудно выделить и сконцентрировать внимание на традиционной отечественной продукции российской культуры потребления. На взгляд автора, это сделать не только необходимо, но его следует, и мотивировать, создавая тем самым культуру национального производства и потребления. В противном случае, что такое кулебяка мы будем изучать по историческим архетипам.

И наконец, третья группа товаров, доля которых на рынке невелика, не более 3-5%, находится полностью в конкурентной среде. Для этой группы товаров характерна высокая зависимость потребления от изменения цены (эластичность), причём эта зависимость прямая, когда повышается цена, снижается потребление, но на российском рынке такое влияние невелико и незаметно, что свидетельствует о высоком уровне расслоения общества по доходам. Это в основном промышленные товары импортного производства (своего аналога этому Россия не имеет), конкуренция их, целиком и полностью определяется маркой производителя и, как правило, такие товары мало подвержены влиянию процессов инфляции, они больше зависят от курса валют. Единственным источником возникновения инфляции для товаров этой группы могут стать только изменения в таможенном законодательстве, но это для них не очень большие величины и устойчивость вряд ли может меняться. Таковы основные характеристики потока предложения и структуры его товарных групп.

Оставить комментарий

Вы должны Войти чтобы оставить комментарий.