Тернарный метод анализа.

Любое развитие это обмен веществ, которое состоит из двух противопо-ложных, одновременно протекающих процессов. Первый, анаболизм, объединяет все реакции, связанные с синтезом необходимых веществ, их усвоением и использованием для развития и жизнедеятельности организма. Второй, катаболизм включает реакции, связанные с распадом этих веществ, их окислением и выведением из существующего организма продуктов распада.

 

Нужна новая парадигма эволюционного развития, исходящая из единства и целостности бытия, которая позволит не только лучше понимать проходящие в стране процессы развития, но и увидеть те ошибки, исправление которых остро необходимо. Рост экономики и её развитие в корне отличаются друг от друга.До недавнего времени такой парадигмой служил анализ, история которого восходит к временам Аристотеля и древних греков. В его основе лежит необходимое разделение целого на части и последующее сравнение влияющих факторов или параметров на искомый результат. Это и есть бинарная (двоичная) система. В локальном масштабе неприятное свойство бинарных структур — их неустойчивость и неуживчивость на человеческом уровне. Ситуация выбора «или — или» дискомфортна, а иногда просто жестока, «если враг не сдаётся, его уничтожают». Это тоже издержки древнейшего принципа « разделяй и властвуй». И решаются такие проблемы обычно путём редукции и упрощения путём перехода, в силу необходимости, от диады к монаде. Это сама постановка вопроса заставляет идти по пути упрощения. Если элита не понимает развития, то можно подменить её на рост и всё будет в порядке. Не стоит волноваться из-за этого.

Кажется очевидным: чтобы действовать, надо хоть на чём-то остановиться, нельзя же спорить без конца. Уход в монизм был опорой идеологии, господствовавшей в Советском Союзе, всякий дуализм решительно осуждался. Она была категорична и не допускала сомнений. А партия помогала сделать выбор, устанавливая «единственно правильное мнение». И можно было жить спокойно, переложив ответственность на кого-либо другого, не мучаясь философскими исканиями. Диада конфликтна по своей природе и в решении вопросов касающихся сложных систем применение её не целесообразно. В математике и кибернетике от дуализма давно отказались, так как он изначально не продуктивен и не может использоваться при формировании синтеза. Но в системе политического управления она всё ещё существует как отголосок «холодной войны».

Синтез эволюционного развития требует не только перехода к субстанциональным категориям его формирования, но и изменения в структуре их взаимодействия. Диада это линейная комбинация из двух величин, но она не может дать ответа, так как не имеет критерия оптимальности, пока не введём его из дополнительных соображений, оценки имеющихся или возникших противоречий. Чтобы это решить, нужно выйти в дополнительное измерение, вырваться наружу из бинарной схемы. Синтеза на ней не построить. Для синтеза требуется более ёмкая и устойчивая структура (15). Таким более плодотворным может оказаться тернарный методологический подход, основной базовой конструкцией которого является триада, обладающая более устойчивым состоянием.

Еще древние люди считали, что земля стоит на трёх слонах или китах. Примеры из естественных наук так же подсказывают, что следует обратиться, по меньшей мере, к триадам, как простым и устойчивым структурам обеспечения синтеза. Тогда в качестве триады, как базовой основы изучения общества, обеспечивающей одновременно пропорциональность и непрерывность развития, следует принять единство и целостность прошлого, настоящего и будущего. Именно эти категории являются основными параметрами, отражающими и определяющими все элементы развития, включая и синтез материального и духовного в жизни общества и каждого отдельного человека.

Системное (целостное) единство, которое создаётся этими тремя элементами одного уровня, каждый из которых может служить мерой совмещения двух других. Все эти три компоненты потенциально равноправны и взаимно сопряжены. В процессах эволюции сложных структур прошлое не исчезает. Оно остается существовать, но только в ином, более медленном, или менее интенсивном («тонком»), темпомире, но и оказывает при этом интеллектуальное и духовное влияние на весь существующий мир. Единство и равноправие этих категорий в триаде обеспечивают гармонию развития общества, страны и даже мира. Своё влияние такая триада распространяет на весь интеллектуальный мир и среду его обитания, включая природу. Только используя триаду, можно увидеть единство и целостность мира и это сделать не очень просто, слишком сильны традиции бинарного мышления.

Следует отметить, что в своём неудержимом стремлении «покорить» природу, мы изучили её гораздо глубже и полнее, нежели собственный мир цивилизации. По-видимому, не существует даже предположения о разнонаправленности векторов эволюционного развития цивилизации и природы, это бы было абсурдом. Мы многому научились у оптимальной и гармоничной природы, достаточно вспомнить только крыло самолёта и этого будет достаточно. Социоприродная конвергенция является сложившимся фактом, и никто не осмелится это отрицать. Но тогда цивилизация должна принять и механизм эволюционных преобразований в природе, обеспечивающий развитие в форме конкурентного отбора наилучших её представителей, характеристики которых мы знаем. Свойства элементов прошедших адаптацию всегда отличает энергетическая экономичность по сравнению ранее существовавшими особями. Почему мир прошёл мимо этого механизма, а взял за основу способ «одурачивания» покупателей, назвав это рекламой? Это привело к появлению виртуальной конкуренции, ничего общего не имеющей с естественной системой отбора, когда победителем становится наилучший представитель, имеющий и содержащий в себе высшие имманентные свойства. Именно такая конкуренция присуща естественному миру, и она определяет траекторию эволюционного пути в естественном мире. Природа, при этом, не делает ошибок и потому она всегда находится в гармонии.

Следовательно, правомочное положение о равноправии мира природы и цивилизации и это должно проявляться в первоэлементе эволюционного развития, т. е. в самой субстанциональной триаде. Триада, выступает в этом случае как гармоничный первоэлемент, обеспечивая тем самым исходную гармонию развития всего сущего. Эта гармония должна сохраняться во всей иерархической цепочке возможных преобразований, что вполне очевидно. Дарвиновская триада «наследственность, изменчивость, отбор» прослеживается во всех формах эволюции, и всякий раз расшифровывается как система, обеспечивающая понимание и принятие единства и целостности мира природы. Это прямая аналогия тому, что предложено в работе, в которой представлена триада «прошлое, настоящее, будущее» как парадигма мировоззрения в мире цивилизации аналогичное существующему в природе. В этом проявляется и смысл единства целостности самих законов эволюции существующих в непрерывном пространстве бытия. Тогда, лозунги о покорении природы не только ошибочны, они нарушают законы эволюции, что определяет их как преступление. По-видимому, экологи правы в своей борьбе.

Следует понимать, что проявляющаяся в последствие дисгармония или даже конфликты, это суть несправедливости существующей в среде самой системы управления и в аморальности лиц принимающих такие решения. Вот тогда-то и возникают сущностные или базовые основы моральности людей из системы принятия решений. Несправедливость взаимоотношений в первоэлементе на основе эффекта мультипликатора многократно усиливается и, возбуждая конфликты, разрушает единство общества, его консолидацию. И если разрушается общество, то разрушается всё, включая и гармонию бытия, разрушая цели существования человека и сам смысл жизни. Это серьёзная опасность. Гармония процессов «сохранения, разрушения и созидания», которую также можно отнести к триаде, определяет пропорциональность развития, как природы, так и цивилизации. Это основа существования жизни вообще и эволюции в обществе, которая целиком и полностью зависит от первоэлементов в триаде, от моральной атмосферы, в которой они существуют. Один из характерных примеров собственных, имманентных закономерностей развития элементов триады, который определяет состояние соци-оприродной системы (внутри общества и в его взаимодействии с природой) — это принцип необходимого разнообразия. Согласно этому принципу, для устойчивого и динамичного развития любой системы необходимо поддерживать достаточное, и в тоже время необходимое разнообразие ее элементов или подсистем, обеспечивая тем самым имманентную сущность свободы. Такой путь свободы только и способен обеспечивать все возможные направления развития в будущем, отсекая все неперспективные варианты в настоящем. Аналогичным должен быть и путь эволюции в мире цивилизации, разнообразие, в том числе и политическое, обусловлено и необходимо, как основа или «трамплин» для движения вперёд.

Будущее и прошлое в сложной эволюционной структуре наличествуют сегодня, присутствуют на равных правах с настоящим. Как правило, ничто не проходит бесследно. След от всего прошедшего скрыт в сложных эволюционных структурах как некий незаметный, казалось бы, всецело релаксированный, фон. Также и следы будущего (асимптотики, цели развития) присутствуют в среде уже сегодня как зародыши еще не ставшего, и пока ещё неразвитого. Прошлое диффундирует, как бы «просачивается» в настоящее. А будущее также проникает, пронизывает настоящее. Это прямые и обратные связи бытия. Будущее может быть вызвано в настоящем своими требованиями или новыми научными идеями и их решениями, подобно тому, как это проходило в прошлом. «Завтра» и «вчера» могут быть проявлены и должны проявиться в понятии «теперь» и только тогда гармония в триаде будет создана. Без будущего триада по определению будет ущербна, ибо будущее не может существовать в пустом пространстве, где нет целей. Только целеполагание может обеспечить движение, а достижение их (целей) создаёт условия консолидации общества и его целеустремлённость. Таким образом, триада тем естественнее, чем больше её структура воплощает её собственные имманентные свойства объекта, а их содержание проявляется в культуре. Само положение объекта в такой триаде должно определять все его признаки и внешнее вмешательство может исказить естественно протекающие процессы внутреннего взаимодействия. Чем ближе к жизни, тем острее становится проблема естественности системы (объекта) и его адаптации, тесно связанные с его целостностью и триада лишь помогает понять это. Она формирует общественное мировоззрение и понимание того, что с нами происходит сейчас, а что будет завтра.

Принципиально важно, что стремление государства к наиболее полному учету интересов и мнений граждан может и должно порождаться различными причинами: и демократическими институтами (как в странах Запада), и культурой государственного управления (как в Китае), и чувством ответственности элиты за свою страну и свой народ (как в Японии и странах Юго-Восточной Азии). Это всё находит своё отражение в отношениях внутри триады, когда общество создаёт определённые запреты, чтобы гармония триады не нарушалась. Сегодня это основная задача, тормозящая развитие. Никакие финансовые вливания не способны заменить творческий труд людей, они, по определению, существующему с древних времён, являются злом. Вспомните «тридцать серебренников».

Очень часто такие запреты носят нравственный характер и отражаются в культуре страны или в народных традициях, прошедших многовековую проверку. Вот почему так тяжело идут в мире процессы глобализации, особенно в тех странах, где культура доминирует перед частными интересами и общественные ценности становятся целью и приоритетом самого существования власти.

Оставить комментарий

Вы должны Войти чтобы оставить комментарий.