Общество в условиях трансформации.

Вполне возможно, что читатель устал от перезагруженности работы гу-манитарными проблемами. Автор это глубоко понимает, являясь специали-стом в области точных наук. Гораздо легче и эффективней поставить задачу и трудиться над математической моделью и доказательством её истинности. Да и эмоций в этом случае гораздо больше, а сомнений почти нет. Задача, сформулированная заголовком, оказалась намного сложней, нежели предполагалась на начальном этапе.

 

Исследование общественных явлений не обладает строгими формули-ровками длительно существующих закономерностей, в силу этого они не могут претендовать на истину или абсолютную достоверность. Но устойчивость такого явления, как инфляция потребовало осуществлять поиск её природы в области человеческих отношений, ибо она (инфляция) находится в этой среде и зависит от мотивов деятельности людей. И здесь естественные законы, которыми можно было бы математически отобразить и оценить результаты не действуют и помощи ждать неоткуда. Автору с горечью пришлось согласиться, что математические методы в экономике имеют незначительные возможности своего применения, хотя ранее этому придавалось большое значение. Не очень помогает и эмпирика, с её статистической обработкой результатов наблюдений.Признание ограниченности математического моделирования общественных наук вовсе не означает, что следует отказаться от поиска истины при изучении общественных явлений. Это означает только то, что поиск истины требует признать, что некоторые аспекты поведения человека не определяются законами, действующими бесконечно долго. Поиск истины также вынуж-дает нас признать, что общественные явления могут подпадать под влияние теорий, которые были специально разработаны для их объяснения некоторых результатов. В результате изучение общественных явлений может быть мотивировано целями, отличными от поиска истины. Наилучший способ защититься от злоупотребления научным методом состоит в признании того, что общественные теории могут оказывать влияние на предмет, который они описывают. Именно к такой теории следует отнести признание всемогущественного двигателя в обществе, содержащего понятие частного интереса. На этом постулате построена вся теория либерального рынка, ставшая в настоящее время общемировой ценностной дефиницией, воплощённой в идеологические основы построения взаимоотношений в мире.

Это очень важное обстоятельство, которое перекидывает мостик в систему конкуренции на рынке, а затем и в само планируемое будущее. По-видимому, это следует объяснить более подробно, ибо от этого зависит по-нимание будущего, что для любого общества не безразлично. Решение этого вопроса упирается в понятие естественной цены, незаслуженно забытое ещё со времен Кларка (17). Естественные или нормальные статические цены по существу — это цены издержек производства. Это бесприбыльные цены, дающие равный доход, ибо благодаря такой ситуации доходы различных отрас¬лей промышленности на единицу труда и на единицу капитала одинаковы. Естественные цены, или цены издержек производства, уничтожают всякий избыточный доход, каким могла бы пользоваться та или иная производственная группа, включая и банковские ставки на заёмный капитал. Отсюда следует, что естественные цены сами по себе являются конкурентными ценностями, а созданная в обществе конкурентная среда на их основе, становится национальным достоянием, обеспечивающим истинную гармонию развития цивилизации, подобную природной эволюции.

Концепция развития частного капитала предусматривала рост доходов населения, которые должны были бы повлиять и на рост накоплений населения. Ведь становление внутреннего рынка на базе частного капитала предполагает положительную и высокую корреляционную связь с ростом доходов населения и повышением их потребительского спроса. Таково, как предполагалось, должно быть, преимущество частного капитала перед общественной собственностью. Основная парадигма техногенной культуры Запада, послужившая основой для подражания нашей властной элитой. И это стало основой всех проведенных экономических преобразований не только в нашей стране. По этому пути пошли и почти все республики, распавшейся империи. Об этом, говорилось выше. Но существовавшая и существующая до сих пор практика реализации выбранной парадигмы преобразований не подтвердила эти предположения. Более того авторские исследования, пусть не очень точ-ные из-за небольшого объёма выборки (других исследований в стране нет, примеч. автора) показали, что такая корреляционная взаимосвязь у нас в стране отсутствует. А для некоторых групп предприятий этот показатель имеет отрицательное значение. Коэффициент корреляции, характеризующий эффективность развития, мало изменяется от вида собственности, что не удивительно и не только для нашей страны. О таком же мнении сообщают, и другие учёные и в частности к ней был склонен Джон. К. Гэлбрейт в своих последних работах (12).

Всё это не могло не сказаться на жизни населения. Реформы успеха не принесли, тогда становится на повестку дня, а в чём причины случившегося. Ведь по определению даже самого этого понятия, развитие должно увеличить объём производимых обществом благ. Это цель и предназначение всякой трансформации. В самом деле, в больших социальных системах нельзя даже представить её существование, если не поставить четких целей и ни разработать надежных процедур для их реализации. Ещё важно то, что цели системы, имеющей общественную природу существования, задаются не извне, а формируются внутри самой системы. Они принадлежат ей, а их формирование является центральным актом управленческого процесса, с которым теория управления техническими системами практически никогда не имеет дела. Другими словами, цель управления сама становится «ресурсом управления». Стратегия развития — это замысел, выработка определенной системы целей и их взаимоотношение с признанными ценностями. Бесцельных управлений не бывает. Если целей нет, то нет развития. Но такого жизнь допустить не может, мы говорили об этом, упоминая II правило термодинамики. Значит, цели есть и существуют, но они не проявлены и не консолидированы и являются, по-видимому, частными. Это прямой путь к коррупции и разрушению в дальнейшем.

Первыми под удар бесцельного существования попадут слабые слои населения, которые в силу этого не в состоянии формировать и выполнять свои цели, а могут лишь использовать цели других, более сильных. Но абсолютно не факт, что в них присутствует забота о более слабых людях. Наши данные о приоритете альтруизма в жизни общества свидетельствуют об этом. Кроме того, очень низок уровень остаточных доходов, притом, что всего из них только около 7,5% идут на сбережения, а остальные средства, принад-лежащие элите, выпадают из рыночных оборотов потребительского сектора, будучи в основном израсходованными на покупку валюты и отправки её за рубеж.

Такие, даже не полные статистические данные, убедительно свидетельствуют о том, что основная масса населения недопотребляет очень много из того что необходимо для жизни. А это, свидетельствует об ущемлении их прошлого еще не так давно существовавшего, когда средний класс составлял более 50% от всей численности населения, а его накопления в банке составляли три годовых бюджета страны. Значит, нет пропорциональности, значит, нарушена гармония в самой триаде, и прошлое несправедливо ущемлено, а реальные данные лишь только отражают этот факт. И такое угнетение прошлого специфика только российской действительности, когда только очень ленивый «аналитик» не бросает камни в наше прошлое, захватывая при этом несколько веков времени. Так формируется нигилизм и вседозволенность предвестники коррупции. И всё это вопреки мировым традициям всех народов и всех религий, включая понятия «табу» на могилах вождей диких племён. И только у нас в стране плюнуть в своё прошлое считается «свободой слова», а может просто это безопасно «знать Моська…» говорил в басне Н.А. Крылов.

А может, настало время и следует более серьёзно говорить о настоящем, в свете сравнения таблицы 1 и таблиц 2 и 3, а также данных о динамике инвестиций уже в наше время. Так, динамика инвестиций в основной капитал производственного назначения постоянно снижается. По сравнению с 1990 годом — почти в 4,5 раза. Как известно, до 60% производственного промышленного потенциала бездействует во многом из-за высокой степени изношенности оборудования (по промышленности степень износа определяется в 51,6%). Российское производство в связи с этим уже снизило и продолжает снижать свой технологический уровень и теряет научно-технический потенциал, где главным является производственный опыт и знания. К негативной картине состояния общественного производства нужно присовокупить падение уровня жизни. Почти четверть населения имеет доходы ниже прожиточного минимума. Понятие сбережений очень важный показатель, определяющий экономическую связь настоящего и будущего.

И мировая экономика придаёт этому большое значение. Работая над этой темой, Фелпс руководствовался соображениями справедливости, решая задачу межвременной, можно сказать, межпоколенческой оптимизации экономической деятельности, он принимал как должное тот факт, что мы должны поступать честно по отношению к остальным живущим поколениям. Что такое «честно»? Очень просто, достаточно вспомнить нравственный императив Канта «веди себя с другими так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе». Фелпсу удалось вывести «золотое правило» экономического роста, определяющий преемственность поколений, когда доля сбережений в национальном доходе должна совпадать с долей этого дохода, приходящегося на капитал, а он свою очередь должен быть не ниже прироста населения страны. А отсюда «золотые ростки» экономической пропорциональности, когда рост оплаты труда обязательно должен быть выше инфляции, а проценты за кредит всегда ниже инфляционных ожиданий. Особенную категорию составляют непрерывно появляющиеся знания и опыт, которые также наследуются будущим обществом, но передаются на хранение и анализ в прошлое, которое и проверяет временем на их достоверность и полезность использования в будущем. Всё проверенное становится достоянием общества и им эксклюзивно наследуется и ни кем не может быть отторгнуто.

Современное индустриальное общество давно вынуждено искусственно поддерживать в сознании граждан иллюзию общественного благоденствия, равновесия и согласия. Это искусная индустрия дезинформации. Стоит упомянуть хотя бы вскользь о демократии, смысл которой состоит изначально в развитых обратных связях между гражданином, обществом и государством. Демократия осталась почти только в названии. Обратные связи заменены бюрократическими ритуалами, за которыми скрывается истинная суверенность власти от общества. Самоусиление власти сопровождается разрастанием её внешне аморфного, неповоротливого, зато внутренне живучего и прагматичного аппарата. Он концентрирует и консервирует собственные локальные цели, а потому-то их и не видно. А это ведёт к его активной захватнической деятельности и максимальной бесконтрольности, к появлению в обществе полюсов бедности для многих граждан и сверхдостаточности и избытка самовластия, для избранных и растущей коррупции и непреодолимой дерегуляции многих аспектов общественной жизни для всех. Из всего этого печального опыта можно констатировать, что коррупция — это способ и смысл существования бюрократии, а отнюдь не болезнь, которая лечится.

Такая картина, свидетельствующая о деградации населения, особенно удручающе выглядит в России, для которой в ещё недавнем прошлом общество было консолидировано, вплоть до жертвенности. Этот факт настолько очевиден, что уже не требует доказательств. Любое общество стремится к объединению людей, ибо это их естественный инстинкт и только интеллект способен превратить их в единое и целостное общество. Основополагающими элементами синергетического видения мира являются новые принципы формирования сложного эволюционного целого из частей, построения разного типа сложных структур из простых элементов, включая отдельных индивидов. В такой ситуации меняется обычный принцип суперпозиции, то есть сумма частных решений не является решением целого. Целое уже не равно сумме составляющих его частей. Оно не больше и не меньше составляющих его частей. Оно качественно иное по сравнению с вошедшими в него частями. И, кроме того, возникающее целое видоизменяет части. Коэволюция различных систем означает трансформацию всех подсистем посредством механизмов системного согласования, системной корреляции между ними, тем самым обеспечивается значительно более высокие качественные свойства всего такого объединения. Объединённое целью общество может сделать гораздо больше, нежели толпа людей. Это научная аксиома из общей теории систем и она не требует никаких доказательств. Общество сильнее толпы.

В результате объединения сложная структура попадает в более быстрый темпомир, чем темпомир даже самой быстро развивавшейся простой структуры, ставшей ее частью. Для техники это достаточно изученное явление — это резонанс. Попав в резонанс, в народе говорят в струю, всё оживает и ускоряется. Но как это происходит? Как, по каким законам строится это эволюционное целое? Как собирается целое из частей? Какова пространственная геометрия такого синтеза, вернее, структура и порядок объединения в единое и целое? Эту часть синергетического мировидения можно назвать эволюционным холизмом. Проблема части и целого является одной из наиболее интересных в синергетике и связывается с проблемой совместной эволюции (коэволюции) и ее ускорения, если объединение эволюционирующих частей выбрано правильно. Слишком слабая связь элементов внутри структуры, может привести к распаду этой вновь образованной структуры и тогда она оказывается не устойчивой и способной к быстрому разрушению. Жёсткость связей также ведёт к разрушению, но оно имеет характер взрыва (революции).

Принято думать, что природа бесконечно разнообразна, что она ничем не ограничена в варьировании своих эволюционных механизмов и форм организации. Но это не так, в соответствии со вторым правилом термодинамики, природа, погашая негативное влияние энтропии, всегда будет преследовать цели повышения своей жизнеспособности, создавая тем самым всё более сложные и экономные структуры. Эволюция имеет сквозной характер. Она пронизывает все уровни организации неживого и живого. И в этом отношении заслуживает внимания тот факт, что сама природа содействовала развитию интеллекта. Это становится очевидным, если рассмотреть становление человека, как личности. На заре человечества, основной задачей, которую решал человек, это было продолжение рода и добывание пищи, связанное с тяжелым физическим трудом. В этот период продолжительность жизни ограничивалась трудоспособным детородным возрастом. С течением времени характер труда изменился в сторону преобладания умственной деятельности и можно отметить значительное увеличение продолжительности жизни, определяемой возможностью и необходимостью такой деятельности. Ещё тогда (вопреки К. Марксу), природа утвердила принцип, что мысль созидает, а бытиё лишь отражает их применимость, то есть утверждение, что бытиё определяет сознание не верно.

Но вернёмся к проблемам деградации общества и рассмотрим только лишь российское общество, так как именно его автор хорошо знает и понимает. И здесь следует задать вопрос, как и почему разрушилось общество победителей в самой тяжелой за всю историю войне, имея высокий уровень консолидации сопряжённый с жертвенностью во имя родины, обладая знаниями и культурой и многими другими общественными достоинствами, общество не сохранило свою жизненную силу. А после Великой Октябрьской Трансформации 1993 года, общество молчаливо покорилось и стало на колени, как более триста лет тому назад при Годунове, в полном своём безмолвии. Очень стыдно за наш народ и автор со всей бесстрастностью попытается ответить на эти вопросы.

Если искать субстанциональные причины и факторы их, формирующие, то таких факторов, по мнению автора всего два. Конечно, любой оппонирующий «записной аналитик» найдёт их гораздо больше, причём с разнонаправленными векторами влияния, и будет убеждать, в отличие от «юродивого при царе», что его устами глаголет истина. Методологической опорой в этом исследовании следует принять провозглашённую ранее триаду «прошлое, настоящее и будущее» в их единстве и равноправии, входящих компонент. К первому фактору следует отнести веру человека в своё будущее, а так как человек продукт общества, то его вера, так или иначе, является коллективной. Это по существу, предтеча планирования жизни человека, вначале для себя и своих близких, а потом и для других. Диапазон таких верований достаточно широк, если учитывать все народы, входящие в понятие человечества. От шаманства на севере, ислама и буддизма на Востоке, христианства на Западе до атеизма широко распространённого во многих странах. И все религии едины в одном, они, обращаясь к Творцу, просят счастья в будущем, непоколебимо веря в его исполнении. Так вот забота о последующем поколении, а не о себе сегодняшнем. Вера, как и мысль человека, неистребима в принципе, и каждый должен во что-нибудь верить иначе теряется смысл самой жизни. Это внутреннее свойство любого человека, оно воспитывает его, также как и интеллект, рождающий мысли и знания.

Такое сочетание аналогично китайскому понятию, признанному во всём мирё, о единстве и целостности противоположностей (не путать с противоречиями) инь и ян. В этой философии инь играет роль фактора накапливающего потенциальную энергию эволюционного развития и возможность изменений, в то время как активное ян методом проб и ошибок собирает эти результаты для передачи инь, для анализа и накопления. Так формируется опыт и знания, культура и счастье, наука и производство и многое другое, что составляет уже проверенные позитивные результаты и формируется на этой основе историческое прошлое нации, народа, страны. Вера и мысль, таким образом, стоят у истоков основы всех жизненных проявлений в любой цивилизации, заботясь об устойчивости и стабильности, и одновременно осуществляя поиск лучших изменений и формирование ценностей, определяющих непрерывное движение в будущее. При этом вера, как и мечта, консолидирует общество, формируя целенаправленность его действий как единого и мощного механизма, а мысль сосредоточена на поиске тех целей, которые будут осуществлены деятельностным актом населением. Мощь этих духовных категорий общества, каким-то образом должна проявиться и отразиться в результатах деятельности, если они резонируют и коррелируются с ним. Тогда по этому отражению можно судить о состоянии духовных сил общества и принимать необходимые решения. Знать духовное состояние необходимо и эту проблему за деньги решить нельзя. Об этом говорил философ и биолог из Ватикана, когда исследовал пути появления первой мысли у человека. Может и поэтому в XXI веке, вместо рассвета, полыхают зарева конфликтов, причина которых никому не известна, и никто её даже и не ищет.

Отсюда со всей очевидностью следует обеспечить бережное отношение к нашему прошлому, к наследию которое передаётся нам и в котором содержатся не только материальные ценности, но и духовные, что значительно более важно. Вполне возможно, что духовная среда прошлого, каким-то образом взаимодействует с родственной средой существующего мира, что создаёт предпосылки самоорганизации уже в существующей среде. Возможно, таким образом, сохраняется непрерывность эволюции и в этой сфере нашей жизни, что и определяет уважение к прошлому всех без исключения религий мира. Прошлое какое бы ни было священно, и это не может быть случайным.

Существенное влияние на существующий мир оказывает и материальная сторона наследства, передаваемого прошлым живущему в настоящее время поколению, которое также требует достойного принятия и уважительного отношения. Это второй фактор, оказывающий огромное влияние на существующее общество. Об этом беспокоятся даже меркантильные, по своей профессиональной природе, экономисты, непрерывно подводя различного рода экономические балансы. Нобелевский лауреат Фелпс даже вывел, так называемое «золотое правило», согласно которого прирост основных средств капитала не может быть меньше прироста населения. Это в какой-то мере отражает передачу и наследование материальных благ новому поколению. Но прошлое передаёт в наследование не только материальные ценности, но и всё накопленное ранее культурное, интеллектуальное и духовное богатство, владение которым является эксклюзивным и не отторжимым для вступающего в наследование поколения. Передаются и не только материальные составляющие прошлого времени, но и духовные ценности или не сбывшиеся цели и стремления к ним, также наследуются обществом, вступившим в свои права. Принявшее во владение наследством поколение вправе распоряжаться полученным общественным достоянием и не может его изменить, в сторону уменьшения, без наличия форсможорных обстоятельств, которые в какой-то мере могут объяснить потери в наследстве и оправдать их. Таковы моральные нормы ответственности существующих поколений, перед уже ушедшими. Не обладает правами изменения этических правил наследования и существующее общество. Моральное (нравственное) сознание носит ценностный характер, то есть любая моральная норма и действие, совершенное на ее основе, соотносятся с некоей абсолютной системой координат, которое определяется понятием блага, добром и всеобщей справедливостью и оцениваются в зависимости от того, насколько оно близко к совершенству. По существу это означает верховенство нравственного сознания относительно законов государства. Поэтому достоинство любой нации или народа произрастают всегда из прошлого, а иначе и быть не может, если общество заинтересовано в своём непрерывном и постоянно адаптирующемся эволюционном развитии. «Мёртвые сраму не имут» и «о прошлом либо хорошо, либо никак» предупреждают истоки народной мудрости. Вандализмом следует считать развернувшееся в нашей стране спонтанное движение «аналитиков», яростно разрушающих прошлое, в надежде укрепить тем самым существующую власть. А вместо этого они разрушают общество в его самом сокровенном и дорогом, памяти об ушедшем времени.

Оставить комментарий

Вы должны Войти чтобы оставить комментарий.