Концепция рыночного ценообразования.

Это очень непростой вопрос, определяемый справедливостью распределения результатов труда в обществе. Это коренной вопрос, и для решения его следует, по-видимому, обратиться к опыту экономик других стран, которые так же проповедуют идеологию либерального рынка, но имеют на своём вооружении многолетний опыт его применения. Проблема распределения, а скорее критерий, которым руководствуется общество при распределении произведенных благ, лежит вне научных проблем экономики. Это нравственная составляющая, отражающая взаимосвязь общества и правящей элиты, основу этой связи воплощают государственные законы.

 

Справедливость, как критерий распределения известна с древних времён, но решений на её основе известно в мире мало, если не сказать, что их практически нет. Тем не менее, этот «вечный» вопрос стоит на повестке дня любого общества и в любом государстве и везде он решается до сих пор по-разному. Во многом его решение определяется этическими нормами, которыми руководствуется правящая элита. Не миновала сия чаша и демократические режимы власти, получившие сегодня широкое распространение. Единственным их достоинством на этапе современного развития это то, свою власть осуществляют на пути «метода проб и ошибок» в пространстве политической конкуренции, когда «худшие» подлежат обмену на «лучших».Но это происходит не всегда. В результате несправедливость, пусть даже как понятие интуитивного характера постоянно увеличивается в широком диапазоне своего проявления. Рост несправедливости в жизни людей нашей страны определённым образом увязывается с появлением либерального рынка и права частной собственности. Корыстное стремление к богатству исторически появилось ещё в период Просвещения вместе с укреплением прав частной соб-ственности, что в конечном итоге сказалось на культуре этических отношений. Но об этом более детально мы будем говорить позже.

Экономика пытается повлиять на эти процессы проявленной несправедливости, но пока её опыт не удачен, хотя и есть примеры убедительного формирования обоснованности цен. Наиболее известным из них является метод затрат на производство, которые подлежат компенсации покупателем при приобретении продукта или товара. Заметим, что это был основной метод ценообразования в СССР, когда инфляция отсутствовала полностью (табл.1). Он нашёл своих приверженцев в мире, но в его обоснованности есть сомнения и сейчас. В Японии, согласно опросу, затратными методами ценообразования пользуется 36% от числа опрошенных фирм, маркетинговыми методами — 28%, методами, учитывающими конкурентные условия рынка, — 24%, ос-тальные методами, ориентированными на движение спроса. В США государственное регулирование цен разными методами ведется по 70 отраслям экономики, в основном это касается наиболее необходимых товаров. И всё-таки наилучший и детальный механизм государственного регулирования цен существует в Японии. Он зависит от положения дел в государстве и от экономической конъюнктуры её продукции за границей. Государственное регулирование совершается по 200 отраслям. Таким образом, в западных странах, США, Японии регулирование ценообразования является основным и главным механизмом управления рыночной экономикой, в отличие от российских идеологов, упорно отстаивающих тезис о невмешательстве государства в экономику.

Одним из важнейших законов управления экономикой, регулируемых ценообразование, выступает закон качества, или закон научно-технического прогресса. Он эффективно используется в Японии и западно-азиатских странах, а в последние годы — в Германии. В Японии по установившейся традиции, первые три года норма прибыли не может превышать 19%, еще через три года она не может превышать 15%, а через 5 лет — 10%. Это заставляет улучшать производство и выпускать новую, более совершенную продукцию. В Австрии управляемое ценообразование было основано в 1945 г. и скорректировано в 1988 году. Государственное регулирование цен определяется специальной комиссии, в которую входят канцлер и три министра. Комиссия заседает систематически раз в месяц, вносятся необходимые изменения и дополнения. Даже в России регулирование цен на государственном уровне существовало всегда. Императрица Екатерина II всю свою жизнь начинала рабочий день с выслушивания доклада полицмейстера о ценах на рынках города. И если они резко повышались, принимала жесткие меры. Таким образом, в западных странах, США, Японии регулирование ценообразования является основным и главным механизмом управления рыночной экономикой. Такое же значение ценам предавалось и в России, но только очень давно.

В физике и математике есть раздел, в котором исследуется устойчивость различных систем. Системе задается малое отклонение от положения равновесия (имитация кризиса). Если при этом внутри самой системы возникают какие-либо механизмы или силы, возвращающие ее в исходное состояние, значит, она устойчива. Если наоборот, то малое отклонение от равновесия приводит к возникновению сил, увеличивающих расхождение, значит, система неустойчива. Это так называемая система иммунитета, больше всего известна в медицине, отражающая уровень здоровья индивида. В общественной среде она олицетворяет здоровье общества способного к выживанию и адаптации к изменившимся условиям среды проживания через систему ценообразования.

Общеметодологические правила формирования и применения цен должны быть закреплены в законе, а методики определения уровня реальных цен должны стать едиными для всех отраслей и видов продукции и услуг. Более того, автор убеждён, что регулирование экономики в области ценообразования должна осуществляться исключительно в рамках региональной власти, а федеральная власть лишь обеспечивает методологическое единство законов о ценах. Сами законы должны стать исключительной прерогативой региональных законодательных органов. Это связано с высоким уровнем разнообразия условий, которых существует население страны. Культура и климат не могут быть одинаковыми везде. Государство может устанавливать лишь исключения (временные или постоянные) из единых правил, например, для детского ассортимента товаров или медицинских препаратов, но только в случае компенсации выпадающих доходов изготовителя или продавца при установлении таких исключений. Это, по-видимому, единственный путь восстановить межотраслевое взаимодейст-вие производств, без возникновения экономического ущерба и производственных конфликтов.

Период либерализации цен в России (табл. 2 и3) имеет особенную уникальность. В определенном смысле этот переходный для России период носил характер не очень корректно поставленного научного эксперимента над обществом. Российский эксперимент, как это часто случается в науке, был не слишком гуманен по отношению к подопытным элементам, т. е к обществу своей страны, но он позволил сделать ряд важных выводов о причинах, природе и влиянии цен и о механизме возникновения инфляции. Таких экспериментов никогда в мире не было, рисковать населением никто не хотел. Формирование цен на рынке и появление инфляции имеют один и тот же механизм. Особенностью этого механизма можно считать неограниченное право собственника для назначения цен на все производимые им товары. Тогда на повестку дня остро встаёт проблема собственника, обладающего такими правами безраздельного регулирования рыночными ценами.

И здесь необходимо добавить, что сокращение инфляции не приведет к особым результатам, если вы не сведете ее к нулю. Каждый, кто утверждает, будто с невысокой инфляцией вполне можно мириться, в корне не прав, поскольку инфляция играет стимулирующую роль, только если она ускоряется. Если же вы придерживаетесь, идеи о поддержании невысокой инфляции, вам неизбежно придется наращивать ее темпы. Так что цель должна состоять не в сокращении инфляции, а в том, чтобы как можно скорее вернуться к стабильным ценам.

Правом распоряжения накопленных обществом богатств (национальное достояние), как уже говорилось выше, не обладают ни отдельные индивиды или даже группы членов общества, включая и существующую властную элиту. Но предназначенные для общества результаты и уже достигнутые требуют персонального контроля над их использованием и управления, что также бесспорно. Тогда появляется, так называемый, «собственник», права которого являются условными и определяются самим обществом или его представительными органами и должны носить временный характер.

Но если это так, а для такого утверждения есть все основания, то тогда общество не может по определению и не должно по факту, допускать использование этих результатов во вред себе. Это должно стать фундаментальным положением в определении прав распоряжения общественным достоянием, которое одновременно и однозначно вытекает из традиций наследования самого общественного достояния. Неотторжимость результатов от самого общества служит гарантией не использование во зло достигнутого ранее, что формулирует моральную среду существования и самого общества и его достижений. Такова может быть конструкция собственности неотторжимо принадлежащей обществу, а используя её можно создавать и систему ценообразования.

Автор не является ни юристом, ни учёным правоведом, в силу чего не имеет возможности глубоко рассматривать вопросы о правах собственности. В изложенном ниже, отражена лишь только его бытовая логика, которая звучит так «зачем мне что-то создавать или совершенствовать во вред себе». Насколько она отражена в действующем законодательстве, можно увидеть в анализе самих законов. Прокомментируем некоторые моменты, отраженные в экономической теории собственности на перечисленных ниже правах.

Право владения, т.е. право исключительного физического контроля над вещью.
Право пользования, т.е. право применения полезных свойств вещи для себя.
Право управления, т.е. право решать, кто и как будет использовать вещь (право на оборот и извлечение выгоды из него).
Право на доход, т.е. право обладать результатами от использования вещи.
Право суверена (право на передачу власти над собственностью), т.е. право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение вещи.
Право на безопасность, т.е. право на защиту от экспроприации вещи и от вреда со стороны внешней среды.
Право на передачу в наследство.
Право на бессрочность обладания.
Право на ответственность в виде взыскания, т.е. возможность передачи вещи в залог или взыскания в уплату долга.
Право на остаточный характер, т.е. право на восстановление нарушенных прав собственности (т.е. право на су-ществование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных правомочий).
Право на запрещение вредного использования вещи (т.е. способом, наносящим вред внешней среде).
Права собственности понимаются как санкционированные обществом поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием благ и определяют их использование.

Теоретический подход предполагает, что право собственности всегда санкционируется обществом либо позитивно, либо негативно. Позитивные санкции означают одобрение обществом имеющейся структуры прав доступа к имуществу (ресурсам), негативное – неодобрение их, из чего вытекает необходимость изменить эту структуру в лучшую для общества сторону. Поэтому отношения собственности – это система исключений из доступа к материальным и нематериальным ресурсам. Исключить других из свободного доступа к ресурсам означает специфицировать права собственности на них. Смысл специфицирования – создать условия для приобретения прав собственности теми, кто ценит их выше, кто способен извлечь из них большую пользу.

В этом основа всех взаимоотношений касающейся прав использования собственности в реальной деятельности её хозяина. Следовательно, структура прав собственности динамична и подвижна, может быть «продвинута вперед» санкциями общества, т.е. худшая структура прав, может быть заменена на лучшую позицию. Но это не решает и даже не может решить вопроса о правах самого общества. В теории прав собственности не определяется четко, о каких именно правах собственности идет речь, важно другое: любое право собственности всегда находится в определенном пучке прав и в случае необходимости легко может быть отчуждено из этого пучка. В результате происходит постоянная перестройка набора правомочий, которыми обладает конкретный субъект собственности. Отсюда становится убедительным и очевидным то обстоятельство, что и внутренний рынок также как и внешний являются единым и целостным организмом, управление которым может обеспечить минимизацию потерь, рассмотренную выше, но требует тонкого законодательного регулирования и построения системы ценообразования. Система должна строиться, исходя из понимания единства и целостности всего общества без каких-либо исключений или льгот.

И в этом отношении центральным моментом становится понятие собственности и собственника принимающего решения в согласии со своими правами, оформленные законами. Но кто является собственником, вот основной вопрос, который нужно понять, прежде чем устанавливать и передавать права на распоряжение. Для его решения требуется ответить на несколько вопро-сов, имеющих субстанциональный характер. Попробуем их сформулировать, признавая справедливыми выше изложенные рассуждения. А что же такое государственная собственность и каков механизм её образования, если такое понятие реально существует? Ведь всё существующее в мире цивилизации является синтезом знаний накопленных обществом и природных ресурсов, а также человеческого труда и опыта, и представляет собой непрерывно развивающийся процесс, результаты которого по своей природе появления принадлежать могут только живущему в настоящий момент обществу и никому другому. Этот императив вполне очевиден. Из этого со всей очевидностью следует, что такого понятия, как государственная собственность не может быть по самому определению, а его применение предполагает лишь подмену понятий, что является абсолютно не допустимым, так как вводит общество в заблуждение.

Таковы основные положения о собственности, существующие в экономической интерпретации, и приняты за основу в нашей стране. Если внимательно изучить эти одиннадцать фундаментальных прав собственности, то можно увидеть, что они в своей основе отражают права рабовладения, существовавшие ещё в древнем Риме задолго до начала нашей эры. Но синтез производственного предприятия в процессе его создания, содержащего в себе знания, накопленные многими поколениями, абсолютно отличен от появления на свет раба. И, тем не менее, продукт этого интеллектуального синтеза присвоен или, как говорят сейчас, при-ватизирован в интересах отдельных членов общества. Как формировалась частная собственность? Каковы её субстанциональные преимущества перед общественной собственностью? Какие отношения должны быть, чтобы обеспечить эффективное использование интеллектуального синтеза, т. е. собственности?

Оставить комментарий

Вы должны Войти чтобы оставить комментарий.